Однако чиновники и сотрудники госорганов из стран СНГ, в том числе и в Казахстане, до сих пор не в состоянии эффективно разрешить проблемы как легальных, так и нелегальных миграционных потоков.
Как отмечает Елена Садовская, эксперт "Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии", за период 15 лет миграционные тенденции изменились кардинально.
Если в 1990-е годы некоторые страны Центральной Азии и России были посылающими (как их называют эксперты), то сегодня они стали принимающими. Если раньше в миграционных потоках преобладало славянское население, то сегодня, к примеру, в ту же Россию стремятся жители из многих стран СНГ в поисках работы.
В этом году впервые за 35 лет в Казахстане отметилась тенденция положительного иммиграционного сальдо, - отметила Елена Садовская. Сальдо, - это разница между количеством выехавших и въехавших. Образно выражаясь, выехали чуть меньше, чем въехали. Данное сальдо не превышает 4%. Вероятно, что положительное сальдо строится благодаря миграции оралманов и гастарбайтеров из сопредельных государств.
Во-вторых, Елена Садовская отметила, что страны СНГ представляют собой единую миграционную систему. Казахстан и Россия в данной системе являются региональными центрами притяжения трудовых миграционных потоков. А все остальные являются экспортерами трудовой или рабсилы.
В Казахстане лимитная квота на легальных гастарбайтеров составляет 11 тысяч человек. В реальности же эта цифра может доходить до полумиллиона человек.
На сегодняшний день квота на иностранную рабочую силу в Алматы составляет 1600 человек в год. По данным городского акимата, только китайских граждан в Алматы проживает порядка 54 тысяч. Но это опять же официальная статистика. Видимо, реальное количество превосходит официальные данные в несколько раз.
Квота в 1600 человек основана на подсчете иностранных учредителей предприятий. Так на Алматы приходится около 1500 таких учредителей. В правительстве эту квоту срезали сразу втрое. Только при помощи нечеловеческих усилий и изворотливой дипломатии чинов городской адмиистрации удалось отстоять лимит на 1600 человек. По признанию акиматовских чиновников, хорошо было бы увеличить эту цифру еще.
С одной стороны, незаконными трудовыми мигрантами их назвать трудно благодаря безвизовому въезду. Нарушения в сфере трудового законодательства начинаются в тот момент, когда они приступают к работе без заключения трудовых контрактов или договоров, увеличивая, таким образом, скрытую безработицу.
Криминальная составляющая присутствует в тот момент, когда гастарбайтеры приезжают в страну в обход пропускных пунктов, а также по поддельным документам.
Благодаря таким тенденциям сложился вторичный рынок рабочей силы, а административно-территориальные деления являются производственным сегментом.
Так, Алматы и Алматинская область представляет преимущественно табачное и овощеводческое производство. Здесь, как правило, работают выходцы из Киргизии. В Южно-Казахстанскую область стремятся наши гости из солнечного Узбекистана, где они занимаются хлопководством.
Торговая деятельность рассеяна по всей республике, однако самая высокая концентрация отмечена в южной столице. Иностранные строители стремятся в Алматы, Астану и западные (нефтедобывающие) области. Кроме того, отметился спад в челночном бизнесе.
За некоротким словосочетанием "миграционные потоки" скрывается целый пласт, большие блоки проблем: коррупция чиновников, криминал и работорговля, экономический урон государству из-за незаконных трудовых потоков. Тенденции меняются, однако госаппарат не научился эффективно разрешать и контролировать эти потоки. Вероятно, потому что незаконные и прочие сомнительные эмигранты приносят солидные доходы чиновникам.
Зато от этого страдает госказна. Одни только китайские бизнесмены и барахольные торговцы ежегодно вывозят из Алматы около 700 млн. долларов, которые никак не облагаются налогами. Это уже успели подсчитать официально налоговые комитеты. В прошлом году вывезли примерно туже сумму. Коль скоро денежные потоки увеличиваются, то, и вывозимый капитал также может увеличиться. Нелегальные мигранты также создают угрозу экспорта различных заболеваний, наркоторговли, криминала и т.д.
Такое положение складывается еще и в силу того, что в странах СНГ не создано эффективное законодательство в данной сфере. Нормы и правила существуют, но юридическая база очень слабая и беспомощная. Законодательство, в основном, носит запрещающий характер. А запреты, как известно, увеличивают емкость сферы для взяток. К тому же в Казахстане сегодня пока не идет никакой работы по совершенствованию миграционного законодательства. Следовательно, говорить о каком-либо повышении эффективности пока не приходится.
В Казахстане вопросами контроля миграционных потоков занимается целая вереница госорганов: миграционная полиция (МВД), МИД, КНБ, Минтруда, акимат, налоговые органы. И это, вероятно, не полный список - всех не упомнишь.
Единственная республика, которая подготовила законопроект о внешней трудовой миграции - это Киргизия. В этой стране на заработки за границу ездит около трети населения.
Страдает также техническое оснащение контрольно-пропускных пунктов. Как отмечают эксперты из неправительственных организаций, для достижения качественных результатов необходимо было бы изменить и принципы работы госорганов. Однако конкретных рекомендаций пока нет. Пока Казахстану предлагается заключать договоры с соседними республиками на предмет выстраивания отношений. Одним из методов разрешения проблемы предлагается легализация и миграционная амнистия.
Из слов иностранных экспертов из Международной организации по миграции (МОМ), можно сделать вывод о том, что сократить наплыв иностранной рабочей силы будет крайне затруднительным или почти невозможным.
Практика показывает, что искусственные ограничения приводят к взяткам и коррупции. Единственным выходом остается проявление терпимости и налаживание четкого контроля и учета. С одной стороны, массовый приезд иностранных гостей говорит о некоторых показателях экономического роста. С другой - эти потоки несут в себе массу угроз.
В качестве одного из примеров миграционной политики был приведен опыт Евросоюза. По словам Майкла Чанца, главы международной миссии МОМ в Казахстане, Европа сегодня приподнимает железный занавес для гастарбайтеров. В Центральной Азии и СНГовье, наоборот, прослеживаются тенденции к опусканию этого самого занавеса.
Как отмечают эксперты, казахстанцы вообще не очень хорошо относятся к иностранной рабсиле - испытывают нечто наподобие ксенофобии. Чувство, наверное, естественное, ведь иностранцы отнимают рабочие места у местных граждан. В правительстве, с одной стороны, также не очень хорошо настроены по отношению к иностранной рабочей силе. С другой, практика показывает примеры, которые опровергают эту нелюбовь. Хотя сегодня на стройках, в том числе административных зданий в Астане, можно встретить очень много как строительных компаний, так и иностранных гастарбайтеров из Турции, Индии, Пакистана и т.д.
В правительстве настаивают на сокращении въездных квот. Но это сделать вряд ли удастся.
Республика вступает в ВТО. Когда Казахстан окончательно в него вступит, здесь просто обязаны будут принимать иностранную рабочую силу в результате того, что придется соблюдать международные стандарты, перед которыми все равны.
Апологеты найма иностранной рабочей силы утверждают, что на местном рынке порой очень трудно найти достаточно квалифицированную рабочую силу. Пожалуй, это является одним из самых краеугольных камней в отношениях между трудом и капиталом. То есть, по большому счету - это вопрос и политической важности.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru