Необыкновенный концерт

За кулисами дирижер оркестра, облачившись после выступления в одежду с Бейкер-стрит с английской надписью “Это элементарно, мой дорогой Ватсон”, давал распоряжения своим подопечным. А коллектив, как и на концерте, был в прекрасном расположении духа. “Мы улыбаемся, – объясняет маэстро Павел Тарасевич, – потому что играем хорошую музыку. Тем более, когда все получается”.

В прошлом году “Камерата Казахстана” отметила свой десятилетний юбилей. В ноябре оркестр с успехом выступил в Лондоне и Париже. Особенно приятно, что, находясь в Старом Свете, казахстанские музыканты смогли удивить тамошнюю публику своим исполнением европейской музыки.

Алматинскую премьеру новой программы открыл секстет “Воспоминания о Флоренции” Петра Чайковского. На сцене в числе музыкантов была и Гаухар Мурзабекова, художественный руководитель “Камерата Казахстана”. Тонкое и драматичное произведение, созданное Чайковским после пребывания в Италии, где он очень вдохновенно писал оперу “Пиковая дама”, было исполнено казахстанскими музыкантами хорошо и прочувствованно. Но порой этот номер напоминал квинтет с солирующей скрипкой. Очевидно, Гаухар Курманбековне было сложно отстраниться от многолетнего багажа солистки, так активно она исполняла первую партию…

Исполнение сонаты для скрипки и камерного оркестра Альфреда Шнитке, одного из величайших композиторов XX века, стало не только эксклюзивным (это премьера), но и ценным подарком для алматинцев. Поскольку Мурзабекова не только любит играть современную музыку, но и умеет. Очевидно, страсть к авангарду и, в частности к Шнитке, ей досталась от педагога Московской консерватории Олега Крысы. “Я не могу сказать, что я играю только современную музыку, – рассказала Гаухар за сценой. – Со студенческих лет меня тянуло в сторону авангарда и хотелось выходить за рамки того, что принято”.

Еще два произведения имели ярко выраженный национальный колорит. Это очаровательная серенада для струнных Антонина Дворжака и пьеса нашего современника Куата Шильдебаева “Кара кемер”. Последняя изначально была написана для солирующего кыл-кобыза. Однако Гаухар Мурзабекова взяла на себя смелость пойти на эксперимент, то есть отложить свою скрипку и исполнить “Кара кемер” на альте, имеющем более близкий тембр к казахскому народному инструменту. Как в Лондоне, так и в Алматы это произведение было встречено особенно громкими овациями, учитывая то, что его исполнение Гаухар посвятила своему супругу Шарипу Омарову, полгода назад покинувшему этот мир.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)