Как в нынешних условиях чувствует себя сфера торговли, почему государственные меры поддержки неэффективны без приостановления законотворчества, а также почему взлетели цены на имбирь, чеснок и лимон - обо всем этом наш корреспондент спросил вице-президента Ассоциации предприятий торговли РК Жибек Ажибаеву.
- Жибек Турехановна, вначале хотелось бы услышать несколько слов о том, в какой ситуации находится торговый бизнес, как и МСБ (малый средний бизнес) вообще, в эти дни в Казахстане. Можно ли говорить о полномасштабном кризисе, вызванном падением спроса на фоне пандемии?
- В принципе, те предприятия, что не осуществляют реализацию продуктов питания, оказались в очень трудном положении. Они практически свернули свою предпринимательскую деятельность. Работают в основном, повторюсь, те торговые точки и магазины, чья деятельность связана с реализацией продуктов питания. Но и здесь тоже нельзя сказать однозначно, что в сегодняшних условиях у них все складывается положительным, благополучным образом.
Безусловно, по окончании карантинных мер и других ограничений в связи с ЧП жизнь бизнеса в нашей стране не будет такой, как прежде. Если говорить о секторе МСБ и торговле, то многие представители бизнеса в настоящее время оказались под наибольшим ударом. И, по словам нашего спикера, в этом отношении существует целый ряд вопросов, которые требуют серьезного мониторинга и решения проблем со стороны властей.
- Первое - это то, что касается оптовой деятельности. Оптовикам, осуществляющим подвоз и продвижение продуктов питания, на сегодняшний день удобнее работать с торговыми сетями, чтобы оборачиваемость была более быстрой. Соответственно продуктовым магазинам, точкам малых форматов, торговым рынкам в данный момент приходится очень сложно по части доступа к оптовым товарам. К примеру, оптовики в Алматы сообщают, что крупные сети ведут закуп достаточно большими объемами, тогда как маленькие магазины такого себе позволить не могут. Впоследствии встал вопрос по изменениям в ценовой политике. Поэтому цены на некоторые товары несколько повысились, что напрягает и сам бизнес, и, само собой, потребителей. Здесь нужно найти точку соглашения, определиться и прийти к определенным вариантам решения.
Следующий момент касается торговых рынков. К примеру, торговые рынки в Жамбылской области на данный момент фактически полностью закрыты. Несмотря на то что это универсальные рынки, на них есть площадки, где осуществляется только реализация продуктов питания, так называемые специализированные продуктовые рынки. И это принесло серьезные проблемы для жителей Жамбылской области. Произошел сбой отлаженной системы доставки продуктов питания в сельские районы и в магазины. Поставщики не могут разгрузить заказы торгующих, нет доступа свежей плодоовощной продукции из Киргизии. Как видим, чиновники подтолкнули торговцев к возобновлению стихийной торговли во дворах и подворотнях.
По словам эксперта, возникают вопросы и другого порядка – касательно доступа в регионы сельхозпродукции.
- Считаю, что местные исполнительные органы не проявляют инициативу в должной мере при принятии ограничительных мер правительством РК. Не предлагают альтернативных мер для сохранения активности предприятий, играющих важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Например, в Капшагае предприятие, которое производит корм для животных, приостановило свою деятельность.
В связи с появлением таких случаев сегодня мы получаем много обращений от фермеров, которые занимаются производством мяса птицы, говядины, молочной продукции, о том, что нет возможности пополнить запасы по кормам. Если не будет своевременной поддержки, то последствия будут ощущаться уже осенью, то есть произойдет снижение объема реализации и повышение цен на сельхозпродукцию, - отметила Ажибаева.
- Как вы оцениваете меры поддержки, оказываемые государством? Что, по вашему мнению, следует исключить, изменить или дополнить?
- Положительно оценивая меры поддержки, оказываемые государством, хотела бы дополнить, что эти меры поддержки неэффективны без должной ревизии законодательных норм, которые сейчас находятся на различных стадиях рассмотрения.
Дело в том, что государство одной рукой оказывает поддержку, а другой рукой готовит ужесточение регулирования предпринимательской деятельности. Это нормы Налогового кодекса, Кодекса о здоровье и др. Поэтому меры поддержки надо рассматривать комплексно, и сделать так, чтобы уже оказываемые меры поддержки сохраняли свою эффективность. В ином случае они будут носить временный характер, а не долгосрочный, другими словами, получится некая «бутафория», имитирующая меры поддержки.
Например, в проекте Кодекса о здоровье предусматривается норма по запрету выкладки табачной продукции. Вместе с тем введение запрета выкладки ставит под тотальный запрет деятельность отдельно стоящих киосков и лавок, которых насчитывается десятки тысяч по всей стране. Да, сегодня будут оказаны меры поддержки государством, а завтра им придется свернуть свою деятельность в случае принятия такой нормы. В случае если будет принято другое решение, в сторону ужесточения, то предпринимателям в любом случае придется понести дополнительные издержки в денежном выражении. А это прямое извлечение денег из оборота или дополнительное кредитование деятельности.
Ряд бизнес-ассоциаций, в том числе и Ассоциация предприятий торговли РК, направили письмо в нижнюю палату парламента с инициативой приостановить рассмотрение и принятие жизненно важных для бизнеса и общества законопроектов на время ЧП.
Иными словами, сложившаяся ситуация показала, что необходимо пересмотреть всю систему отношений между властью и бизнесом. Требуется аудит нынешнего законодательства с точки зрения его соответствия текущей действительности.
- И в завершение: сейчас большой резонанс вызывают цены на имбирь, чеснок и лимон. Как бы вы, как представитель Ассоциации торговых предприятий, прокомментировали сложившуюся ситуацию? Позволительно ли предприятиям торговли злоупотреблять текущей ситуацией с ценами на указанные виды продуктов? В связи с чем такие цены?
- На цены на чеснок, лимон и имбирь повлияли следующие факторы: это резкое подорожание логистических операций во время карантина, отсутствие крупных ферм, которые выращивают данные виды сельхозпродукции в Казахстане, а также наблюдаемое сокращение поставок из соседних стран. Совокупность этих факторов сказалась на конечной стоимости данных видов продуктов. Маржа торговых предприятий от плодоовощной продукции, как правило, не превышает 5-7 процентов. Поэтому нельзя винить конечные торговые точки, куда приходят потребители. Они в целом не влияют на ценообразование, а работают уже с тем, что есть. Для них как раз таки выставление низких цен представляет больший интерес, поскольку это положительно сказывается на скорости оборачиваемости скоропортящейся продукции. Насколько мне известно, некоторые торговые точки и вовсе отказались реализовывать такие продукты, потому что с такими ценами спрос в целом снизился.