Какую цену мы платим за спокойствие на наших южных границах?
Почему миграционная полиция депортирует из страны каждого шестого “гостя” из соседних республик?
“Высококвалифицированные” специалисты по рытью канав
Не секрет, что большинство граждан соседних Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана едут к нам отнюдь не затем, чтобы полюбоваться красотами Алатау, покататься на горных лыжах на Шымбулаке или там, скажем, осмотреть мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи. И даже не затем, чтобы навестить здесь родню – хотя, безусловно, многие жители приграничных и отдаленных областей братских республик имеют родственников в Казахстане.
Для большинства из них поездка в нашу страну – возможность заработать на жизнь, причем, что очень существенно, – нелегальным путем. Согласно казахстанскому законодательству, работодатель должен убедиться вначале, что никто из соотечественников с подходящей квалификацией не претендует на рабочее место, и только потом искать сотрудников среди иностранцев. На практике же братские нам узбеки, таджики и киргизы обычно занимают должности “высококвалифицированных” специалистов по рытью канав, сбору хлопка, помидоров или огурцов, чернорабочих, продавцов и строителей на дачных участках.
Еще в 2005 году консалтинговое агентство “Эксперт” опросило граждан Киргизии, приехавших на заработки в Казахстан. Так вот, согласно результатам исследования, 50% респондентов работали… “реализаторами на рынках”, что в переводе на общепонятный язык значит – продавцами на базарах. Каждый пятый был занят в строительстве, 11% трудоустроилось в сфере обслуживания. Ясное дело, работники весов и прилавка, торгующие фруктами или китайскими джинсами, в нашей республике – страшнейший дефицит. Только завозить! (Вместе с тем Екатерина БАДИКОВА, президент Ассоциации НПО против торговли людьми в Центральной Азии – эксперт, много лет занимающийся этой темой, рассматривает реализаторов как индивидуальных предпринимателей, которые не вступают в трудовые отношения с казахстанскими работодателями.)
Тревожные явления
Нелегальный трудовой мигрант, с точки зрения работодателя, обладает рядом преимуществ по сравнению с местными жителями. Он соглашается на меньшую оплату своего труда, ибо семья его живет в стране с более низким уровнем жизни, чем в Казахстане. А сам он готов довольствоваться малым: в конце концов он здесь на трудовой вахте, временно – можно и потерпеть.
Следующим конкурентным преимуществом является нелегальный статус мигранта – за него не надо платить налоги, он не пойдет жаловаться на несоблюдение условий договора (за неимением такового) в инспекцию по труду или в прокуратуру. Говоря проще, “качать права” трудолюбивый гость не будет – иначе ему быстро напомнят, в каком направлении находится его родной дом.
Понятно, что в таких условиях теневой рынок труда просто не мог не возникнуть. По единодушному мнению экспертов, это явление никак нельзя отнести к разряду положительных. Причем одних возмущает бесправное положение нелегальных работников, других – то, что мигранты вытесняют соотечественников с рынка труда.
“Мы утрачиваем уважение к труду”
Кстати, именно ответ на вопрос – отнимают ли нелегальные мигранты хлеб у казахстанских работников – является определяющим при оценке последствий, возникающих от теневого рынка. Распространенный аргумент – “мигранты идут только на те места, на которых местные жители работать не хотят” – подразумевает то, что гражданина страны-реципиента (принимающей гастарбайтеров) не устраивают условия труда в определенных сферах экономики.
– Я совсем не уверена, что, если все трудовые мигранты в одночасье будут депортированы из страны, их рабочие места займут казахстанцы, – считает Екатерина Бадикова. – Мы утрачиваем уважение к простому, физическому, производительному труду. Посмотрите на предпочтения абитуриентов, поступающих в вузы, – многие ли идут на специальности инженеров или ирригаторов, нужных на селе? Все стремятся получить диплом юриста, экономиста или специалиста по международным отношениям. Зачем нам столько юристов и международников?
Это верно: среднего казахстанца вряд ли устроят “нелегально-мигрантские” условия труда – низкая заработная плата и бесправное положение. Но это ведь не повод считать, что демпинговые цены на рынке труда – положительное явление?
Если работодатель будет вынужден довольствоваться только казахстанцами (представим себе такую картину, страшную для “эффективного предпринимателя”), то он, в том случае, когда никто не согласится на предложенную изначально зарплату, начнет менять условия труда. Причем, как не трудно догадаться, в лучшую сторону. А это отвечает интересам среднего казахстанца – увеличивается предложение на рынке труда и растет покупательная способность населения.
Вряд ли бизнесмен придет в восторг от того, что ему придется отдавать большую часть прибыли работникам. Но только это может заставить его повышать эффективность своего предприятия другими методами, а не только экономией на зарплатах – внедрением новых способов производства, управления, повышением квалификации работников и так далее.
Сверхжесткий визовый режим не спасет
Другой вопрос – насколько сильно влияют миграционные потоки извне на рынок труда в Казахстане.
– Подавляющее большинство иностранцев, а граждан СНГ особенно, въезжает в Казахстан легально, – говорит Серик САИНОВ, начальник управления миграционной полиции Комитета административной полиции МВД. – Ведь для граждан Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана установлен безвизовый режим. Отследить, кто из них после пересечения границы нелегально устроился на работу, – чрезвычайно трудно. Всего за семь месяцев 2009 года к нам въехало и зарегистрировалось более 650 тысяч иностранных граждан, из которых более 570 тысяч являются гражданами СНГ. Из них около 96 тысяч (89 тысяч – граждане СНГ) привлечено к ответственности за нарушение миграционного законодательства. В том числе и за то, что цель въезда не соответствует целям пребывания.
Получается, что миграционная полиция в буквальном смысле слова ведет тяжелый бой с нелегальной миграцией. Стражам порядка пришлось выдворить из страны практически каждого шестого “гостя”! Но можно только гадать, сколько же из оставшихся в стране 481 тысячи жителей центральноазиатских республик нелегально устроились на работу. Мировой опыт показывает – значительная часть незаконных гастарбайтеров все равно умудряется преодолевать самые хитроумные барьеры, выставляемые государством. Не спасают даже сверхжесткий визовый режим, бдительные пограничники и полицейские. Терять-то подпольному работяге нечего – позади у него только бедность и голодная семья.
Начали осознавать масштаб проблемы?
Правительство и местные исполнительные органы уже осознают масштаб проблемы. Много шуму весной этого года наделало заявление начальника департамента внутренних дел Алматы Ерлана ТУРГУМБАЕВА о том, что более половины преступлений в самом крупном городе страны совершается мигрантами. Правда, главный полицмейстер южной столицы не стал делить мигрантов на внутренних и внешних. Но, с другой стороны, резонно задать вопрос: что же толкает жителей разных регионов Казахстана на переезд в другие города и на совершение преступлений? Почему люди не могут найти работу дома? По данным исследователя Валентины КУРГАНСКОЙ, два года назад в поисках лучшей доли с мест сорвались более 300 тысяч наших сограждан. Неужели только потому, что не хотели идти работать на “мигрантские” рабочие места?
Собственно, аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ отметил, что данные различных государственных органов не дают полной картины миграции в Алматы, тем самым дав понять, что это явление толком не изучалось. Аким южной столицы поднял фундаментальный вопрос – что несет трудовая миграция нашей стране?
Правительство же решило не ждать, пока исследователи представят пухлые доклады, снабженные статистической цифирью. Минувшей весной Премьер-министр Карим МАСИМОВ сообщил о готовности ограничить миграцию в Республику Казахстан для сохранения рабочих мест для местного населения.
– Органы внутренних дел регулярно проводят операции “Мигрант”, направленные на выявление нарушителей миграционного законодательства, нелегальных трудовых мигрантов, – рассказывает Серик Саинов. – На самых тревожных направлениях – в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях – работают штабы по противодействию нелегальной миграции.
К слову, число граждан из стран СНГ, регистрирующихся в органах внутренних дел, постепенно снижается. По данным управления миграционной полиции, их количество снизилось за семь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,4 процента – почти на одну пятую!
Сколько стоит безопасная граница
Вместе с тем помимо сугубо прагматических соображений Казахстану приходится еще учитывать и международное законодательство…
– Казахстан подписал Конвенцию против транснациональной организованной преступности, – объясняет Екатерина Бадикова. – Эту конвенцию дополняют три протокола. В том числе Протокол против незаконного ввоза мигрантов. Он рекомендует переложить большую часть ответственности за нелегальную миграцию на организатора этого незаконного бизнеса, а не на самих мигрантов. Ведь человек, незаконно трудящийся за рубежом, является в первую очередь жертвой произвола, рискует стать живым товаром. Но в нашей практике, к сожалению, карательные меры чаще применяются против мигрантов, а не против тех, кто их завез в страну и эксплуатировал.
Возможно, еще одна причина, по которой наше государство смотрит сквозь пальцы на орды нелегальных мигрантов, – вопрос национальной безопасности. Не секрет, что большинство соседей едет к нам даже не за длинным тенге, а спасаясь от нищеты. У многих просто нет других способов заработка. По данным того же опроса агентства “Эксперт”, у большинства граждан Кыргызстана, работавших четыре года назад в нашей стране, основным источником дохода является временная работа (!) или производство продукции животноводства и растениеводства. Это значит, что трудовая миграция позволяет снизить социальную напряженность в соседних республиках. Такую цену Казахстан платил за безопасность на своих южных рубежах.
P.S. Все приведенные замечания государственных лиц по вопросу нелегальной миграции показывают, что они начинают воспринимать эту проблему как серьезный вызов для страны. Тут уместно будет напомнить, что некое государство – постоянный член Совета Безопасности ООН – строит стену на границе с соседней страной. Именно для того, чтобы остановить поток нелегальных мигрантов. Чудесные слова о братстве и равенстве всех людей – это для выступлений с высокой трибуны. В реальной политике значение имеют только действия.
в тему
Незваные гости южной столицы
В понедельник, 24 августа, миграционные полицейские Алматы сообщили о первых результатах рейда «Правопорядок». Стражи порядка за четыре (!) дня привлекли к ответственности около тысячи (!)
иностранцев. 46 из них – представители дальнего зарубежья, остальные – жители бывших советских республик. 250 человек уже выдворены из страны.
Филипп ПРОКУДИН, Тахир САСЫКОВ (фото)