Неисправная военная техника и авиакатастрофы: что происходит в казахстанской армии

Так, согласно некоторой информации из Сети, стало известно, что «установленная в Военном институте Сухопутных войск та же директриса БТР ценой более чем в 200 миллионов тенге до сих пор не отвечает требованиям курса стрельб», передает Сaravan.kz со ссылкой на arbat.media.

Подобные неисправные поставки, оказывается, происходят не впервые. Несколько лет назад, согласно данным  военной прокуратуры Актюбинского гарнизона, стало известно о том, что «ТОО «Алматыэнергосервис», которое с 2001 года занимается  разработкой и выпуском полигонного оборудования для вооруженных сил РК, поставляла для Военного института Сил воздушной обороны в Актобе авиатренажеры, которые военная прокуратура Актюбинского гарнизона признала бракованными».  Что не исключало возможного возникновения авиакатастрофы при реальном полете.

- Более того, при проведении совместного осмотра со специалистами ВИСВО комплектующих материалов тренажеров – кабины летчика, панели приборов, штурвала и педалей управления и других комплектующих - было выявлено, что они установлены от старых, подлежащих утилизации вертолетов МИ-17 и самолетов Л-39, - отмечалось в приведенном пресс-релизе ведомства.

Тогда как, согласно информации прокуратуры и офицеров боевого управления «Марка», общая стоимость договора на поставку авиационных тренажеров самолета Л-39, вертолета МИ-17 и тренажера для управления полетами, заключенного между руководством главного управления материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РК и ТОО «Алматыэнергосервис», составляла почти 1, 73 миллиарда тенге. Но, что оказалось нонсенсом, так это то, что «договор на поставку тренажеров был заключен незаконно».

Что же касается директрисы БТР, то «договор на ее поставку для Военного института Сухопутных войск был заключен уполномоченным органом в области оборонного заказа – МИИР РК в прошлом году», пишут arbat.media.

Справка от "Каравана":

Директриса (от лат. directrix — направляющая) – это специально приспособленный и оборудованный участок – полоса местности, военного полигона или учебного центра, представляющий собой прямую линию, по которой измеряются дальность и точность выстрелов артиллерийских орудий, пулеметов, вооружения бронетехники. Территории директрис оборудуются приспособлениями для стрельбы и установления дальности и точности – мишени, огневые позиции артиллерии и пункты наблюдения. При этом в зависимости от вида применяемого вооружения выделяют различные директрисы: артиллерийские, танковые, зенитно-артиллерийские, БМП, БТР.

- Компания, заключив контракт на поставку в наш институт директрисы БТР «под ключ», не построила новую модульную вышку, а вывела все контакты с мишенного поля на старую. В результате сбоя в программном обеспечении операторы директрисы БТР в ходе стрельб не могли правильно организовать показ целей. Мишени поднимались как попало, что нарушало условия выполнения упражнений согласно утвержденному министром обороны курсу стрельб, - подтвердил некий полковник запаса, бывший преподаватель ВИСВ.

Также, по его словам, «легкие подъемники работали чрезмерно быстро. Из-за этого тяжелые мишени, которые на них крепятся, сразу же ломались, а большие подъемники работали вразнобой, что тоже не позволяло выполнять упражнения качественно. При проведении стрельб на рубеже фланговой дороги на расстоянии 750-850 метров мишени не появлялись, как положено по курсу стрельб. Более того, шел тотальный сбой в работе программного обеспечения. А еще после первых же испытательных стрельб стекловолоконный кабель перегорел в нескольких местах. Его перемотали обычной изолентой и снова закопали в землю».

Однако кто заставил ответственных лиц подписать акт приемки неработающей директрисы БТР, неизвестно до сих пор. Хотя военная прокуратура вроде как распространяла соответствующее сообщение, где было сказано «о полном несоответствии параметров, многочисленных и грубейших нарушениях в управлении тренажером».

- Мы сомневаемся, что новая директриса БТР будет исправно работать и приносить хоть какую-то пользу в обучении курсантов. На замечания специалистов полигонной команды представители фирмы-поставщика или не реагируют совсем, или отвечают, что «ваше начальство в курсе». Однако директриса БТР заброшена. Поэтому курсанты, обучающиеся здесь по договору, не получают соответствующих знаний и лишены практики, - отмечают в свою очередь офицеры ВИСВ.

В Павлодарской области около полутора тысяч человек уклоняются от службы в армии

Получается, пишут в arbat.media, что в ходе государственных закупок в 2022 году должностные лица МИИР снова повторили ту же «ошибку», если фирма-поставщик, вроде как получив по договору 219 миллионов тенге, так и не справилась с техническим заданием и своими договорными обязательствам, как и несколько лет назад. Иными словами, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в Военном институте Сухопутных войск нет современных технических средств обучения. Не говоря уже о том, что, по словам профессорско-преподавательского состава, «в ВИСВ на их рабочих местах отсутствует даже доступ в Интернет»…