Нефтянке жаль и времени, и денег

Уже давно ясно: одной из причин того, что рынок ГСМ лихорадит, является технологическая отсталость казахстанских НПЗ.

Все отечественные заводы относятся к категории с неглубокой переработкой нефти. При этом с тонны нефти на казахстанских НПЗ получают от силы 200 литров бензина всех сортов.

Для сравнения: по данным экспертов, средняя глубина переработки нефти в США и Канаде достигает 95 процентов, в Европе – около 90 процентов. Здесь производство более сложное и список производимой продукции значительно шире. В России этот показатель – около 72 процентов.


В 2009 году правительство Казахстана приняло Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов страны на 2009–2015 годы. Согласно ему, три наших НПЗ планировалось реконструировать к концу 2015 года с увеличением глубины переработки до 90 процентов. И увеличить мощность переработки до 17,5 млн. тонн против 13,7 млн. тонн сегодня. Также все три НПЗ смогут производить бензин стандартов Евро-4 и -5. Стоимость этой программы, по информации вице-премьера – министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, составляет 3 млрд. долларов.

Нефтяники признают, что с этим решением мы опоздали. Но забывает упомянуть, что именно под давлением нацкомпании правительство страны разрешило производить бензин Евро-2 и -3 до конца 2015 года.

Между тем самый уязвимый член ТС – Беларусь, на территории которой нефть не добывается, – засучив рукава планомерно модернизирует свои заводы, показывая пример, как надо работать.

Модернизация белорусских НПЗ – один из крупнейших инвестиционных проектов этой страны. И уже сейчас Беларусь обеспечила свои потребности в ГСМ и так активно завоевывает рынок соседней Украины, что Киев регулярно обвиняет Минск в демпинге.

“У Беларуси было четыре главных посыла для развития НПЗ: адекватный хозяин, близость дефицитного рынка Украины, относительная близость европейских рынков и дешевая российская нефть. Все это позволило им начать модернизацию своих НПЗ еще в докризисный период “, – говорит аналитик российской инвестиционной группы “Универ” Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ.


У КМГ тоже есть успешный опыт модернизации НПЗ. Правда, почему-то в Румынии. КМГ, кроме трех НПЗ на родине, владеет румынской группой The Rompetrol Group. Во главе этой компании стоит представитель Казахстана – генеральный директор Садуохас МЕРАЛИЕВ.

Начиная с 2007 года КМГ начал модернизацию НПЗ Petromidia в Констанце с целью увеличения производительности завода на 28 процентов (с 3,9 до 5 млн. тонн в год) и увеличения производства дизельного топлива с 36 до 45 процентов. При этом завод должен отвечать суровым требованиям ЕС по охране окружающей среды.

Сегодня Rompetrol перешел на поставки топлива класса Евро-5. Группа владеет более 1,1 тыс. АЗС в Румынии, Франции, Испании, Болгарии, Грузии и Молдавии. Уже сегодня группа является второй по величине объемов поставок европейских нефтепродуктов в Украину.

Средства на модернизацию НПЗ Petromidia – 1,1 млрд. долларов – выделил владелец завода – НК КМГ. Почему же модернизация казахстанских заводов задерживается?


“Если говорить о развитии НПЗ в Казахстане, то надо сначала понять: куда будет развиваться эта отрасль? У вас нет под боком дефицитного рынка. Есть миллиардный рынок Китая, но НПЗ китайцы с удовольствием поставят для себя сами. Вывозить в Европу? Далеко и дорого. Российский рынок тоже не примет ваш продукт. Остается внутренний рынок – а он неширокий и неплатежеспособный. Тут главное – понять вектор развития. А это прежде всего рынки сбыта. Я их пока не очень вижу...” – считает Д. Александров.

А вот при оценке финансовых затрат по программе развития НПЗ аналитик сомневается в правдоподобности заявлений правительства. По его прикидкам, стоимость модернизации трех заводов значительно превысит те 3 млрд. долларов, которые были заявлены. Если, конечно, владельцы НПЗ действительно намерены реконструировать производство.

Кстати, необходимые средства на проведение модернизации казахстанские НПЗ имеют. Чистая прибыль этих предприятий в последние годы измеряется миллиардами. Так, по итогам 2010 года АО “Павлодарский нефтехимический завод” (ПНХЗ) получило чистую прибыль в размере 3,128 млрд. тенге, что более чем в семь раз превышает уровень 2009 года.

Два других завода не публикуют своих результатов. Но по аналогии можно предположить, что прибыль шымкентского ПКОП и Атырауского НПЗ также росла последние годы.

Что же мешает НПЗ и КМГ, как основному владельцу всех трех заводов, срочно провести модернизацию?


Простой анализ цифр показывает, что рост прибыли на том же ПНХЗ начался с 2009 года, когда рынок ГСМ страны начало отчаянно лихорадить. За этот период цена на бензин марки АИ-92 выросла с 76 до 106 тенге за литр. И в октябре нынешнего года цена на бензин вполне может оказаться на уровне 115 тенге. Понятно, что НПЗ получают часть этой маржи, из которой и формируется доходность предприятий. Эти деньги получить легче и быстрее, чем вкладываться в дорогостоящую модернизацию.

Тем более что после проведения модернизации мощность казахстанских НПЗ может оказаться избыточной. Того объема топлива, который они смогут произвести в будущем, окажется больше, чем необходимо внутреннему рынку. Цены будут падать, что затруднит возврат инвестиций.

Получается, что ключевой проблемой для развития нефтепереработки в Казахстане является нацеленность национальной компании на получение максимальной прибыли.

Для оправдания вложений необходимо задать нашим нефтяникам иные приоритеты, чем просто получение прибыли. Можно поставить перед ними цели по общему развитию экономики и сохранению экологии? Тогда потраченные деньги превратятся из инвестиций НПЗ в инвестиции в будущее Казахстана.