Пока все еще гадают, чем закончится история с кашаганским консорциумом, как вот уже случился новый скандал - вокруг ТОО "Тенгизшевройл" (ТШО).
Чего трудно было ожидать, особенно сейчас. Здесь все неожиданно - адресат скандала, его автор, время, конкретные претензии. Как известно, недавно ставший депутатом сената парламента страны Гани Касымов, обвинил ТШО в нерадении за экологию Казахстана, так как оно "выбрасывает серу". Речь идет о попутной сере, содержащейся в тенгизской нефти в большом количестве, извлекаемой ТОО ТШО при добыче и затем складируемой. Складируемой, потому что радикально решить проблему невозможно: серы слишком много, чтобы ее мог поглотить тот спрос на рынке, который сегодня существует. А предприятие все больше наращивает объемы добычи нефти, стало быть, и извлекаемой серы. Поэтому, хотя какая-то часть серы продается, общее количество только растет. Сейчас этого вещества накоплено уже около 9 млн. тонн, и очевидно, что с пуском завода второго поколения и проекта закачки газа, которые резко повысят нефтедобычу на Тенгизе, ее станет еще больше.
Проблема, безусловно, есть, но она, во-первых, не нова. Ей столько же лет, сколько проекту разработки Тенгизского месторождения. Во-вторых, ничего такого, что стимулировало бы акцию сенатора Касымова, в последнее время не происходило. Даже наоборот, общий фон вокруг ТШО в самое последнее время был позитивен - председатель правления, главный исполнительный директор корпорации Chevron Дэвидом О'Райлли, посетив Астану и встретившись с руководством Казахстана, демонстрировал позитив в отношениях Казахстана и самой старой среди работающих в республике иностранных нефтедобывающих компаний.
Озаботься "серной проблемой" кто-нибудь другой, например, государственные экологические чиновники или НПО, никто бы на это не обратил внимания. Но - сенатор, лидер одной из партий, и - самое главное, на фоне кашаганского скандала!
Мимо этого зарубежные СМИ пройти не могли. А от них уже начали расходиться все более широкие "круги". Российские СМИ со ссылкой на авторитетнейший The Wall Street Journal стали писать о том, что в Казахстане по соображениям защиты окружающей среды "закрыт огромный проект". Такие оценки, конечно, представляются поспешными и, даже, истеричными, но что еще было ждать, после Кашагана-то и на фоне неимоверно растущих цен на нефть?
Представители ТОО ТШО среагировали на скандал оперативно, в СМИ появилось заявление, в котором отмечается работа предприятия по решению этой проблемы. Отмечается, что в 2006 году компания смогла реализовать на рынке серы больше, чем в 2005, и с опережением планов идет ее продажа и в этом году. Представители ТШО напоминают о больших объемах инвестиций в природоохранные мероприятия. А также о том, что размещаемое на хранение количество серы в обязательном порядке ежегодно включается в официальное разрешение на природопользование и согласуется со всеми уполномоченными государственными органами. И эти утверждения никто не оспаривает, что только подтверждает, что никакого конкретного повода для заявления сенатора Касымова не было.
"Существует соответствующая комиссия, которая отслеживает соблюдение норм законодательства и международных стандартов. В нее входят представители различных государственных ведомств. Я не знаю, на основании чего г-н Касымов делал свое заявление", - отмечено в опубликованном в Интернете письме Марии Каражигитовой, генерального менеджера по связям с правительством и общественностью ТОО "Тенгиз Шевройл".
Вот тут и остается поле для догадок и предположений. Скажи это сенатор просто так, не во время кашаганского инцидента, и, наверное, никакой особой реакции бы и не было. А тут сразу - тяжелая артиллерия - The Wall Street Journal.
Теперь все гадают, случайность ли выступление сенатора или часть политической игры государства с инвесторами?
А поскольку после Сахалина и Кашагана, да и Венесуэлы, нервы в инвесторском сообществе напряжены, то люди склонны бояться даже собственной тени. И хотя ситуация для них и вправду сложная, но почему-то в случае с Тенгизом кажется, что инвесторы могут расслабиться.
Видимо, это как раз тот случай, когда пресса, причем солидная, очень поспешила с комментариями заявления, автор которого сам не рассчитывал на какой-либо резонанс, и в итоге получилось "щекотливое положение" на пустом месте.
Фото с сайта http://atyraunews.com