Нефть не подорожает до $200 за баррель

Цена за баррель нефти в ближайшие три года не повыситься до $200 за баррель, как прогнозировали британские эксперты. Таким мнением с LS поделился управляющий директор компании «Tengri Partners» Ануар Ушбаев.

Согласно аналитической заметке британской консалтинговой компании Oxford Economics, если в отношении России будет введено полное эмбарго, нефть подорожает до $200 баррель, а мировую экономику ждет катастрофа.

По мнению А.Ушбаева, такой сценарий маловероятен, поскольку Европа не может позволить себе жесткие санкции.

«Думаю об уровне $200 за баррель говорить еще очень преждевременно. Я считаю, что в течение 2015 года можно ожидать $117-120 за баррель, к 2017 году – $130 за баррель», – сказал он.

Комментируя формирование цены на нефть, собеседник LS отметил, что он больше ориентируется на модели, основанные на возможностях предложения, чем на динамике спроса.

Так, экономист напомнил, что совокупный среднегодовой рост стоимости разведки и добычи на один баррель в период с 1985 по 1999 годы был 0,9% в год, в то время как между 1999 и 2013 годами тот же показатель составил 10,9% в год.

То есть прибыль крупных нефтяных компаний падает и многие из них планируют продавать часть активов для выплаты дивидендов. Последнее время много примеров, когда гранды активно занимаются сокращением капиталовложений, приостанавливают, откладывают, либо вообще отказываются от новых проектов: Chevron – Rosebank; BP – MadDogPhase 2; StatOil – Castberg; ExxonMobil – Hadrian, что тоже может способствовать падению уровней добычи.

Также, по словам А.Ушбаева, стоит учитывать данные Энергетической информационной администрации США (EIA) за I квартал 2014 года, которые показывают негативный и нестабильный прогноз по двум крупнейшим странам-производителей нефти – России (10,1 млн баррелей/день) и Саудовской Аравии (9,8 млн баррелей/день).

При этом министерство финансов РК уже признало наступление российского «пик-ойла» и неизвестно, как долго Саудовская Аравия сможет поддерживать иммунитет от беспокойств в регионе.

«Ценовая инфраструктура рынка на сырую нефть, конечно, намного сложнее и зависит не только от геологических факторов. Здесь есть механизм сложной компенсации между ценами, которые нужны добывающим компаниям, и ценами, которые может позволить себе покупатель, процентными ставками, ростом ВВП и так далее», – сказал он.

По его мнению, для поддержания нейтральности свободных денежных потоков (FCF-neutrality) после капвложений и дивидендов, половине индустрии нужны цены дороже $120/баррель, высшему квартилю (почти все американские компании) нужны цены $130+/баррель.

«При этом последние пару лет цены довольно стабильны, в том смысле, что колеблются без тренда, лишь потому, что конечный покупатель не способен платить больше», – считает он.

Кроме того, в долгосрочной перспективе А.Ушбаев ожидает системное падение цен на сырую нефть. Причиной этому является аномально высокие цены, распространение природного газа, как более рентабельного и экологически чистого энергоресурса, отсутствие толчков к росту индустриального производства в развитых странах, потенциальное снижение спроса на продукцию развивающихся стран со стороны развитых, и замедление и перегрев экономик Китая и Индии.

«Что касается жестких санкций, не думаю, что на сегодняшний день, их может себе позволить как минимум Европа», – резюмировал А.Ушбаев.