Когда началось заполнение нефтепровода, официально было объявлено, что Казахстан с мая 2006 года начнет официальные поставки "черного золота" в Поднебесную.
Сами китайцы, подсчитав скорость "пробега" казахстанской нефти, в середине апреля определили, что 30 апреля в Алашанькоу состоится поистине историческое событие, и только погрешность в подсчетах помешала этому.
Но уже в ближайшие дни официально должно быть объявлено, что казахстанская нефть достигла пункта назначения.
Еще пять-семь лет назад никто не мог предположить, что строительство этого нефтепровода, соединившего Казахстан и Китай, возможно. И не потому, что с экономической точки зрения его могли назвать слишком амбициозным и затратным. Он казался невозможным и по политическим причинам.
Казахстан и Китай лишь с созданием Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стали считаться союзниками.
Теперь же, когда в рекордные сроки проект воплощен в жизнь, становится ясно, что он и продиктован-то самой жизнью. Казахстан, за годы своего суверенитета сосредоточивший все усилия на нефтяном секторе (самые масштабные иностранные инвестиции с середины 90-х годов прошлого столетия шли именно сюда), почувствовал необходимость в расширении рынков сбыта углеводородов.
Существующие пропускные мощности уже не удовлетворяют потребностям в поставках казахстанской нефти на мировые рынки, кроме того, эта проблема будет усугубляться с каждым годом, поскольку в планах Казахстана - наращивать объемы добычи нефти. Китай же, на протяжении многих лет демонстрировавший динамичный экономический рост, стал нуждаться в диверсификации источников и каналов поставки нефти. Это произошло во многом из-за того, что ему стало требоваться гораздо больше нефти, чем могли обеспечить традиционные поставщики - как из самого Китая, так и из Юго-Восточной Азии.
Китайские высокопоставленные чиновники высоко оценивают пуск в эксплуатацию нефтепровода. Они даже ищут яркие отличительные знаки его от многих других, которыми пользуется сам Китай или другие страны. Во-первых, это самый первый сухопутный нефтепровод, построенный Китаем совместно с другой страной. Во-вторых, это первый зарубежный сухопутный нефтепровод, начавший поставку сырья. В-третьих, это первый в центрально-азиатском регионе нефтепровод на Китай.
Китайские эксперты рассчитывают, что поставки Казахстаном нефти в Китай будут стимулировать международное сотрудничество Китая и других стран в строительстве нефтегазовых трубопроводов. Прежде всего, Казахстан уже заявил о своих планах по строительству "параллельного газопровода" (он пройдет по тому же маршруту, что и нефтепровод Атасу - Алашанькоу). Аналогичное строительство по примеру Казахстана запланировала и Туркмения - она согласна совместно построить газопровод уже в обозримом будущем, а нефтепровод, судя по всему, будет строиться только в том случае, если Китай примет участие в освоении каспийской нефти, находящейся в туркменской акватории.
Кроме того Россия, долгое время раздумывавшая, а нужно ли экспортировать нефть в Китай, объявила о начале строительства нефтепровода Тайшет - Находка.
Несмотря на позитивную оценку китайских специалистов запуска нефтепровода Атасу - Алашанькоу, все-таки остается открытым вопрос, каким образом будет заполняться эта труба в ближайшие годы. Проектная пропускная способность достигает 20 миллионов тонн. Предполагается, что на первом этапе пропускная мощность составит 10 миллионов тонн. При этом, полагают китайцы, Казахстан поставит только половину из этого объема, а вторую часть отправит Россия.
Однако до сих пор, несмотря на настойчивые и в некотором смысле заманчивые приглашения, ни одна из российских компаний не согласилась отправлять нефть в Китай новым маршрутом. Какие соображения довлеют над головами управленцев нефтяных гигантов России, можно только догадываться. Между тем они, безусловно, нуждаются в таких нетрадиционных решениях, которые предлагают Казахстан и Китай: это возможность легко "прогнать" свою нефть на новый рынок сбыта и конце концов занять там серьезную нишу. Условия для этого вполне приемлемые. Нефтетранспортная компания Казахстана "КазТрансОйл" недавно объявила о том, что гарантирует беспрепятственный доступ российской нефти к нефтепроводу Атасу - Алашанькоу, в том числе и через попутный нефтепровод Прииртышск - Павлодар - Атасу.
Со своей стороны, китайская сторона гарантирует заключение долгосрочных договоров на куплю-продажу нефти. То есть, формальных преград для взаимного выгодного сотрудничества нет.
Единственная интрига, которая остается - тариф на прокачку российской нефти. Он будет утвержден Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий сразу после ввода нефтепровода в эксплуатацию. Но нетрудно предположить, что цены на поставку углеводородного сырья на китайский рынок будут сопоставимы с аналогичными поставками в другие страны. Что здесь будет принципиально нового - поменяется вектор с Запада на Восток.
Отрицать выгоду сотрудничества с Китаем - значит, отказывать своей экономики в развитии, даже если ее рост носит сырьевой характер. Только в прошлом году, по приблизительным подсчетам, импорт нефти Китаем мог достигнуть 150 миллионов тонн. Это хороший шанс для развивающихся экономик мира застолбить дорогу на китайский рынок.
Тем более, что КНР прекрасно отдает себе отчет в том, что нужно снижать свою зависимость от импорта нефти за счет энергосберегающих технологий. Учитывая большой внутренний инвестиционный потенциал (когда страна может покрыть свою потребность в финансировании новых разработок только за свой счет), это означает, что Китай по сути дает карт-бланш некоторым странам. Сейчас они удовлетворяют его потребность в сырье, а на будущее получают контракты - так сказать, в благодарность.
Но даже не этот фактор должны учитывать Казахстан и Россия. Именно азиатская экономика демонстрирует активный рост (Запад не может здесь соперничать никоим образом) и именно здесь в ближайшие 10-15 лет будет наблюдаться агрессивный спрос на энергоресурсы.
Отсюда вытекает простая экономическая истина: нефть должна идти на Восток.
Фото с сайта www.kazpravda.kz