Нефть дорогая, потому доллар дешевый

По его мнению, наступивший год может оказаться столь же спокойным для экономики Казахстана, как и предыдущий. Однако не стоит уповать на то, что это будет единственный сценарий, оговорился глава Нацбанка, все может измениться.

В 2011 году, по данным Нацбанка, значительно выросли цены на основные продукты питания (в целом на 9,1%), бензин (24%) и дизтопливо (26%). Непродовольственные товары – на 5,5%, платные услуги – на 7,3%. Больше всего “росли” крупы: гречка – на 54%, пшено – на 44%.

– Зато подешевел сахар, – с удовлетворением отметил Григорий Марченко. – Поэтому те, кто любит сладкое, видимо, ели больше…

Сахар, подешевевший почти на 18 процентов, вкупе с упавшими в цене на 3,5% овощами и фруктами – единственные показатели, порадовавшие потребителя.

Услуги жилищно-коммунальной сферы выросли на 6,5%: электроэнергия – на 10,3%, канализация – на 10%, холодная вода – на 8,8%. Услуги образования выросли на 12,5%, но вузы подняли цены аж на 16%, связь – почти на 9,5%, транспорт – на 8%.

Говоря о внешнем долге Казахстана, который на сентябрь прошлого года составил 123 млрд. долларов США, глава Нацбанка пояснил:

– Из этой суммы обязательства государства составляют всего 4%, или 4,9 млрд. долларов. Половина внешнего долга – 58,7 млрд. долларов – приходится на межфирменные долги. То есть это кредиты крупных иностранных компаний, которые осуществляют прямые инвестиции Казахстану, своим “дочкам”. Когда начинают разговор о большом внешнем долге Казахстана, нужно помнить, что если “Шеврон” или “Бритиш газ” предоставляет кредит дочерней компании, то ни правительство, ни народ Казахстана по ним отвечать не будут.

Григорий Марченко не преминул посмеяться над страхами казахстанцев в 2011 году:

– Уже семь месяцев общая экономическая ситуация – и внешняя, и внутренняя – для нас является крайне благоприятной, но при этом люди все время чего-то боятся. В мае 2011 года они боялись греческого дефолта, в июне – августе – ситуации с лимитом внешнего долга США, в августе – сентябре – падения курса рубля, а в октябре снова начали бояться европейской долговой ситуации. Между тем наша экономика продолжает расти.

Экономика Казахстана – открытая и по-прежнему зависит от внешних факторов. А пока нефть марки Brent стоит 112 долларов, золото – 1600, зерно –  235, медь – 7640, и тенге с долларом остаются на одном уровне.

Есть две причины высоких цен на сырье. Первая – это то, что спрос на нефть идет из стран с развивающейся экономикой – Индии, Бразилии и так далее. Европа обеспечивает только 20% глобального спроса на нефть. Но если ситуация в Европе будет хуже, то спрос на товары, производимые в Индии, Китае и той же Бразилии, сократится, и совокупный спрос  на сырьевые товары тоже может упасть, тогда понизится стоимость сырья на внешних рынках.

Вторая причина: центробанки напечатали достаточно большой объем денег. Поэтому нужно сказать, что не нефть, выраженная в долларах США, является дорогой, а доллар, выраженный в баррелях нефти, стоит намного меньше, чем несколько лет назад.

В рамках вхождения Казахстана в ВТО иностранные банки смогут открывать у нас свои филиалы или только дочерние компании и на каких условиях? На этот вопрос Григорий Марченко ответил так:

– Процесс вхождения в ВТО очень длительный. Что касается требований к иностранным банкам, то они отработаны. Все иностранные банки, которые захотят открыть дочерние или совместные банки в Казахстане, должны будут соответствовать нашим требованиям – это 10 миллиардов тенге уставного капитала. В переходный период, а это около шести лет,  филиалы они открывать не смогут, только дочерние банки. Если мы вступим в ВТО в 2012 году, то переходный период закончится не ранее 2018–2019 гг. Но параллельно будет происходить, на мой взгляд, более важный процесс: с 2020 года в странах Таможенного союза будет единый финансовый рынок. Поэтому эти годы будут интересны в плане расширения конкуренции на нашем внутреннем финансовом рынке, потому что, с одной стороны, к нам придут иностранные фининституты, а с другой – российские и белорусские банки и страховые компании смогут работать без получения лицензий.

А вот на вопросы, касающиеся решения БТА Банка вновь реструктуризировать свои долги перед кредиторами, Григорий Марченко так и не дал прямого ответа, сославшись на опыт 2009 года, когда взаимные претензии и обвинения сторон переговорного процесса ни к чему не привели, а реструктуризация все же была проведена.

– Вот если не договорятся или придут с уже готовым решением, мы тогда, как регулятор, будем с этим соглашаться или нет, – закончил он разговор.

Правда, в тот же день стало известно, что председатель правления АО “БТА Банк” Марат Заиров ушел с должности. Об этом сообщил одному из агентств информированный источник в банковских кругах.