Компанию в очередной раз обвинили в резком повышении цен на билеты. Проверка еще не окончена, однако председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Серик ЖУМАНГАРИН уже заявил: “Если выяснится, что “Эйр Астана” необоснованно завысила цены, то понесет наказание и вынуждена будет снизить тарифы”.
Сначала национальный авиаперевозчик оправдывался перед общественностью пресс-релизами, в которых пояснял, почему у него такие цены, зачем дует ветер и откуда вообще у самолетов растут шасси. А на неделе собрал журналистов и начал учить их, как и где купить билеты с максимальной выгодой – потому что у конкурентов (это Qazaq air, Bek air и SCAT) тикеты на самые популярные маршруты могут быть как дешевле, так и дороже. Таинства этой экономии раскрывал лично директор по продажам в Казахстане и СНГ Серик РЫС-УЛЫ.
– Возьмем самый популярный маршрут Астана – Алматы. У нас тут 9 тарифов: от самого дешевого – 12 тысяч тенге, до максимального – 46 тысяч. Покупаете за две недели – цена будет минимальной. А в день вылета… Ну вы уже поняли. На сайте “Авиата” смотрим конкурентов. Допустим, сегодня вы планируете улететь в Астану в пятницу, 28 октября… Если верить сайту, у конкурентов – смотрите! – тарифы есть и выше, и ниже. Разница – видите! – от нескольких сотен тенге до нескольких тысяч в ту или иную сторону от наших. Клиент, который нечувствителен к цене, не выбирает между ценой и срочностью полета. Если мы проигрываем на ранних этапах продаж, то должны как-то отыграться на поздних. Это рынок, это конъюнктура. Пик спроса падает – мы снижаем тарифы. Иногда даже в последний момент. А вот если у нас остались пустые кресла – это наши убытки.
Справка “КАРАВАНА”
По минимальному тарифу в среднем летает 46 процентов пассажиров “Эйр Астаны”. По максимальному – 23 процента. Остальные – по среднему.
Убытки нацкомпании в первом полугодии составили 6,6 миллиона долларов. Еще больше потерь было в прошлом году после девальвации тенге. Поскольку покупка запчастей, топлива и обслуживание в зарубежных портах – за валюту.
Как уверяет руководство “Эйр Астаны”, ценообразование в авиации нельзя сравнивать с энергетическими, водными и прочими коммунальными компаниями, на услуги которых спрос постоянный. Между тем антимонопольщики требуют от авиаторов дать им “себестоимость полета и себестоимость кресла”, как от коммунальщиков. А если это кресло летит пустым? А если таких много – потому что не пик сезона? А если это кресло продали в последний момент по дешевке, чтобы вообще не терять доход?
Как сказал вице-президент по юридическим вопросам компании Айдар КАШКАРБАЕВ, “у нас и так сейчас прибыльность чуть больше 2 процентов”. Отсюда и вариативность тарифов. А иногда себестоимость, по словам авиаторов, может вообще не играть никакой роли. В пример привели новый рейс Алматы – Тегеран. Летный час одного кресла в один конец (с учетом затрат на топливо, метео-и навигационное обслуживание, аэропорта, зарплату экипажу и прочее) – 50 долларов. Лететь – три часа. Но сегодня билет стоит чуть более 100 “зеленых”. Пока рейс не раскручен – трудно убедить потенциального пассажира платить хотя бы 160. А если эта линия окажется невыгодной, то отказаться от нее можно будет не раньше, чем через год после открытия. И на каком калькуляторе считать себестоимость и окупаемость на фоне патриотических призывов расширять доступность Казахстана для других стран?..
Да, если верить статистике, в этом году отечественных авиапассажиров стало меньше. Люди стали реже летать. Дорого! В Европе, кстати, сейчас такая же тенденция, хотя там выбор богаче, чем у нас: цены выросли, но компаний, которые предлагают большие скидки, стало больше. В том числе и больших международных.
Логично. Если нет возможности закусывать французский коньяк российской черной икрой в бизнес-классе, но нужно лететь – то можно закусывать теплую воду без газа черствым бутербродом с сыром. Потому что оба пассажира окажутся в точке прилета в одно и то же время. И оба будут довольны.
Правда, комфортность полета и качество еды (не будем указывать пальцем) при равной или даже цене выше рыночной – тоже аргумент. Так рынок же!