В сыре из Украины нашли кишечную палочку. В говядине из Австралии – гормон роста, в говяжьем паштете из России – свинину, в винограде из Перу – избыток пестицидов. Под запрет попал и элитный алкоголь из России и Европы, но чисто по техническому моменту: оказалось, на бутылках с виски, водкой и коньяком не было маркировки на казахском языке.
Во всем мире такие действия считаются не только защитой от некачественных товаров, но и некой нетарифной политикой. Она позволяет защищать свой рынок не только от недоброкачественного товара, но и от слишком агрессивного поведения иностранцев внутри своей страны. Самый яркий пример – главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который регулярно то ограничивал, то вообще запрещал продажу каких-то продуктов. И очень часто такие запреты были связаны с политикой. Например, расследования по сырам из Украины, вина из Грузии и Молдавии, молока из Литвы и Беларуси. Но этим он заставил зарубежные компании уважать мнение российских потребителей.
– Нет-нет, Агентство РК по защите прав потребителей не будет слишком политизировать свою работу, – заверил “Караван” один из руководителей агентства, пожелавший остаться неизвестным. – Мы, конечно, помним, как действовал Роспотребнадзор, но у него слишком много политики. Наша первая задача сейчас – просто навести порядок на рынке, чтобы к нам в страну не попадали опасные для здоровья товары. А наша активность больше связана с тем, что нам определили сферу компетенции и мы завершили свою организацию. По Закону “О защите прав потребителей” этим должны заниматься все государственные органы, но фактически это направление не отрабатывали.
Пока главным итогом работы будет информирование населения об опасных товарах. Поэтому агентство намерено активно работать с прессой. Главные направления – контроль за качеством товаров и услуг в торговле, ЖКХ, транспорте, здравоохранении и туризме. Это самые чувствительные рынки для страны, заметил собеседник.
Контроль непищевых товаров агентство пока не проводит, так как у него, по словам представителя госоргана, нет таких лабораторий. Но в ближайшее время они будут созданы. Тем не менее казахстанские предприятия довольны тем, как начало работу агентство.
– Наконец-то появился госорган, который защищает интересы потребителей, – сказал в интервью “Каравану” председатель ассоциации “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ. – Любой гражданин Казахстана имеет право получать полную информацию о продукте. Если такой информации нет, то это ущемление наших прав. Это наведение элементарного порядка. 95 процентов импортной водки в Казахстан завозится из России. За неделю-две они вполне могут перемаркировать продукцию. А если и не успеют, то наши производители восполнят дефицит продукции.
В отношении алкоголя из дальнего зарубежья проблем больше. Элитный товар завозится мелкими партиями, но в большом ассортименте. Импортерам этой продукции труднее будет заготовить нужные этикетки. Но элитный алкоголь потребляет у нас всего 10–15 процентов населения. Поэтому какого-то ажиотажа не ожидается.
Тем не менее агентство может стать инструментом защиты внутреннего рынка от импорта, считает А. Калиев. Казахстан может “закрыть” своим крепким алкоголем не только свой рынок, но и рынок соседних стран. Например, всего востока России от Урала. Сегодня мощности отечественных заводов используются на 25–30 процентов. Но соседи активно защищают свой рынок, мешая нашим предприятиям заходить на свою территорию. Мы же только пробуем силы.
– У нас не проверяют продукцию легкой промышленности. Ни когда был Национальный технический регламент (тогда главным условием была проверка в местах реализации), ни сейчас, когда вступил в силу техрегламент ТС. 85 процентов продукции легкой промышленности заходит к нам без сертификатов качества, – рассказала председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь ХУДОВА.
По ее мнению, прежде всего надо установить контроль за безопасностью таких товаров, как белье и обувь.
– Недавно мы проводили исследование по Семипалатинскому региону. Оказалось, что у 70 процентов детей до 14 лет – плоскостопие, выработавшееся при ношении некачественной обуви, – сообщила Л. Худова. – Это уже становится проблемой национальной безопасности, если такое количество детей нездоровы! Завтра это скажется и на их трудоспособности. Крупнейший поставщик обуви в Казахстан – это Китай. Он закрывает 75 процентов поставок. Но именно китайскую продукцию у нас никак не проверяют. А большая часть этой обуви не соответствует никаким стандартам.
В стране работает 51 лаборатория, которая способна проводить исследования по безопасности предметов одежды и обуви. Эти лаборатории вполне могут сотрудничать с Агентством по защите прав потребителей, считает глава ассоциации. Если такой контакт будет налажен, то скоро можно будет ждать изменений и на рынке одежды.