Недикий запад

Крылья…

Актауский гарнизон уникален: здесь представлены почти все виды имеющихся в стране войск: авиация, пехота и флот. И все военные прекрасно понимают важность их службы.

– Мы в основном выполняем задачу по обороне. Хотя Казахстан и не имеет явного противника, но угроза есть всегда. Мы базируемся неподалеку от западной границы страны, соответственно должны уметь брать цель как на земле, так и на море, – рассказывает командир авиационной базы Жумабек ЖУМАШЕВ.

Он приземлился минут через 20 после самолета с прессой, продемонстрировав перед этим журналистам несколько фигур высшего пилотажа на своем истребителе Су-27. Любого нормального человека после таких кульбитов, наверное, выворачивало бы наизнанку, но военные летчики к перегрузкам давно привыкли.Жумабек Жумашев, каждый из них ежедневно совершает хотя бы один вылет – чтобы держать организм в тонусе.

– Освоение самолета начинается на земле. Только после полного освоения теории можно переходить к полетам. Конечно, не каждому удается выдержать нагрузку. Но это естественный отбор, – говорит летчик.

…Лапы

Не менее важная часть Актауского гарнизона – пехота. Здесь она морская. Как объяснили сами морпехи, к ним попадают только лучшие. Чтобы сдать зачет по стрельбе из автомата Калашникова на отлично, другим достаточно выбить 85 баллов из 100 возможных, а морпехам – 95. То есть 9 из 10 выстрелов должны прийти в десятку, и лишь один позволено немного смазать.

Дали военные пострелять и журналистам. И хотя большинство выстрелов служителей фотоаппарата и диктофона ушли “в молоко”, выявились и среди нас настоящие снайперы. Так, одна из девушек с первого раза выбила 84 балла из 100 возможных. Но вступать в ряды морпехов она все же отказалась – слишком много у них задач. Чуть ли не ежедневно бойцы тренируются то на стрельбищах, то на артиллерийских учениях. Одно из таких показали и нам. Взвод, вооруженный автоматами, гранатометами, зенитными установками, пушками и БТР, должен был дать отпор условному противнику. Шум при этом стоял на полигоне такой, что подошедший “противник” рисковал оглохнуть, а из-за темноты понять, куда попал солдат, практически невозможно. Но, как объяснили военные, у каждого бойца есть конкретная цель, и то, насколько точно он ее поразил, будет понятно после “боя”. А к звукам выстрелов артиллеристы быстро привыкают.

– Боевые стрельбы взводов – это закрепляющий этап обучающего периода. Они показывают, насколько хорошо солдат овладел навыками индивидуальной стрельбы, и позволяют сформировать слаженные команды, – объясняет происходящее командир роты морской пехоты Акберген АЮПОВ.

Потом солдаты должны будут пройти учения в составе роты, полка и так далее. Хорошо, если боевые навыки ему никогда не пригодятся, но казахстанская армия должна быть готова дать отпор возможному врагу.

…И жабры

Гвоздь пресс-тура – выход в море на боевом ракетно-артиллерийском корабле. Капитан “Орала”, поприветствовав наш десант, отметил, что журналистам повезло – на море штиль, а значит, приступов морской болезни бояться не стоит. Но некоторым в море все же было не вполне комфортно. Дело не только в качке, нехорошо становится от одной мысли, что на километры вокруг и метры вглубь – только вода. Случись что – не факт, что спасут и вообще найдут… Говорят, что во время войн именно моряки были самыми отважными бойцами и в отряды пехотинцев обязательно командировали одного моряка для поднятия боевого духа однополчан. Потому что, прежде чем выйти один на один с врагом, каждый из них сразился именно с этим страхом. А тому, кто преодолел себя, враг не страшен.

– На флоте случайных людей не бывает: море – главный экзаменатор и ошибок не прощает. Поэтому здесь остаются только преданные делу люди, – чуть позже, перед парадом, посвященным 25-летию поднятия флага ВМС, скажет мне главнокомандующий ВМС РК Сакен БЕКЖАНОВ.

Он сейчас все больше в столичных кабинетах пропадает – служба такая, но при первой же возможности старается приехать в Актау, к морю. Вот и сейчас прибыл в приморский гарнизон, чтобы поздравить коллег с профессиональным праздником. Ну а мы уже вынудили его вспомнить о первых походах.

– Первый раз, когда я попал в шторм, было всякое… И выворачивало даже. А потом организм привыкает, наоборот, вырабатывается противочувство – есть хочется. Но не все до этого доходят. Мы в 2014 году попали в шторм под Махачкалой. После этого на берег сошла треть экипажа: ушли те, кто решил, что море – не их, остались только самые преданные, – говорит Сакен Бекжанов.

Казахстанский морской флот – один из самых молодых на территории СНГ. После развала Советского Союза нашей стране не досталось ни одного корабля. Первые в Казахстан прибыли из Турции и Германии, зато сейчас флот пополняется исключительно отечественными кораблями. К 25-летию ВМС в казахстанской флотилии четыре ракетно-артиллерийских и патрульных корабля, одно гидрографическое судно, рейдовый тральщик и спасательные катера. И в ежегодных Армейских играх казахстанские экипажи стабильно занимают призовые места. В военно-морских силах РК прошел учебно-методический сбор

– Мы имеем постоянный пункт базирования в Актау, ракетно-артиллерийские корабли, которые постоянно модернизируются, гидрографические суда. Кроме того, развиваем береговую инфраструктуру, имеем свои подразделения специального назначения и планируем в дальнейшем строить корабли большей мореходности с ударным вооружением, которые могли бы обеспечивать еще большую безопасность Казахстана в Каспийском регионе, – рассказал о перспективах флота Сакен Бекжанов.

Но еще 25 лет назад перспективы казахстанского флота были весьма туманны. Как вспоминает первый главнокомандующий ВМС РК Ратмир КОМРАТОВ, отечественных морских сил могло бы и не быть, если бы не воля Нурсултана НАЗАРБАЕВА, который решил, что щит от возможного врага на Каспии стране так же нужен, как и на других рубежах страны.

– Очень трудно было 25 лет назад поднять боевой дух молодого флота, не все верили в наше дело. Я своим примером показывал молодым лейтенантам, как надо работать, на корабли к ним приходил, – вспоминает Ратмир Комратов.

Сейчас те лейтенанты уже сами адмиралы. А на смену им пришли новые лейтенанты, матросы. И все как один верят, что будущее у флота есть. Тем более сейчас, когда у Каспия наконец-то определился правовой статус.

Астана – Актау – Астана