На сессии городского маслихата аким Атырауской области Бергей РЫСКАЛИЕВ сделал достаточно жесткое заявление в адрес нефтяных компаний по поводу их нежелания строить за собственный счет ведомственные детские сады.
– Дошкольных учреждений не хватает. Мною было дано задание по открытию ведомственных детских садов. Почему нефтяники, получающие в 5–6 раз больше бюджетников, водят детей в один и тот же садик? Вопрос надо решать срочно, – высказался глава региона.
И сказал: мол, если не принимать в государственные детские сады детей нефтяников, то руководители нефтяных компаний начнут наконец возводить свои дошкольные учреждения.
– Только когда работники придут к своим руководителям с проблемой, они снизойдут до ее решения, а иначе так и будут продолжать ее игнорировать, – считает аким области.
В регионе громкое заявление акима бурно обсуждается. Одни одобряют позицию главы области, другие – нет. А центр социального партнерства при государственном фонде “Самрук-Казына” выступил с резким осуждением в адрес руководителя Прикаспия. Но Бергей Рыскалиев опроверг обвинения в разжигании социальной розни и популизме.
– Речь идет о том, чтобы крупные компании строили для детей своих работников ведомственные детсады, – объяснил свою позицию Б. Рыскалиев. – Мы готовы сами содержать их за счет бюджета, если предприятия их построят. Глава государства требует от крупных компаний соблюдения принципа социальной ответственности. Обеспечение детей дошкольным воспитанием – хороший пример такой ответственности нефтегазового сектора.
Трудно не согласиться с позицией акима области, заявившего об этом в открытую и, возможно, даже несколько эмоционально. Детей в нашей стране никто не разделяет по социальному статусу, все малыши имеют право посещать государственные детские сады. Глава региона пытается решить то, что никак не двигается, – подключить промышленные предприятия к решению острой проблемы. Регион “сидит на нефти”, нефтяное богатство должно помогать людям. А на деле? Крупные нефтяные предприятия “гребут деньги лопатой”, но не торопятся вложиться в столь нужное дело, как строительство и содержание детских садов. В настоящее время в нефтяной столице работают 32 государственных, 7 частных и лишь один ведомственный детсад – Атырауского нефтеперерабатывающего завода. А ведь когда-то в Прикаспии действовала широкая сеть ведомственных детсадов. Но потом их начали активно приватизировать. Чаще всего выкупленные здания детских садов не единожды перепродавались. Некоторые принадлежат, мягко говоря, далеко не бедным людям. В них размещаются офисы, учреждения, гостиницы. Кое-где здания – особенно в престижных кварталах Атырау – вообще сровняли с землей, а на освободившихся участках построили шикарные коттеджи.
Лишь один из бывших садиков был возвращен государству. На его реконструкцию в рамках государственной программы “Балапан” было выделено почти 107 миллионов тенге.
По мнению генерального директора Атырауского нефтеперерабатывающего завода Талгата БАЙТАЗИЕВА, есть поручения главы государства, есть соответствующие программы, которые надо выполнять.
– Аким правильно говорит: надо строить. Если предприятие прибыльное, если предприятие идет вперед, то надо думать о детях, о нашем будущем, и в первую очередь строить дошкольные учреждения, – уверен Талгат Байтазиев.
Несколько лет назад в Атырау детских садов было примерно 25 процентов от потребности области. Сегодня – 80 процентов, но мест все равно не хватает. До конца года планируется завершить строительство 10 дошкольных учреждений. В новых микрорайонах “Нурсая” и “Алмагуль” будут созданы дошкольные учреждения на 760 мест, которые обойдутся в 604 миллиона тенге. Дополнительно выделяются деньги для выкупа первых этажей строящихся домов и переоборудования их в детские мини-центры. Но Атырау развивается, детей рождается все больше. Тут бы здорово помогла именно “нефтянка”, получающая прибыль от черного золота. Правда, данные, какова эта самая прибыль предприятий, “связанных с нефтью”, – не для всеобщего обозрения. В управлении предпринимательства и промышленности Атырауской области сказали, что подобные сведения – информация конфиденциального характера. К тому же в Атырау находятся “дочки” компаний, а головные офисы – далеко за пределами области и даже республики.
Но и без этих секретных данных все знают: в “нефтянке” деньжища ОЧ-Ч-ЧЕНЬ БОЛЬШИЕ. Так неужели выделить небольшую часть от них столь разорительное дело? Политика предприятия оговорена в соответствующих договорах и протоколах, в них, возможно, и ставится запрет на финансирование непрофильных предприятий. Значит, надо их менять!
Атырау