Недетские детские проблемы

Учитывая количество пробок на дороге и нашего времени препровождения в них, неудивительно, что немного подуставшие "грызуны" гранита науки устроили в автобусе классный час по решению насущных проблем.
На повестке дня, которую немного возмущенно и напористо прокричал мальчуган прямо в ухо учительницы: "Скоро Новый год! А до него еще восемь контрольных, три диктанта, два реферата. Так я еще должен учиться 30 декабря? А когда же мне елку прикажете наряжать!?".
Невольно слушая о трудовых буднях школьников, подумала, интересно, когда они отдыхают и как у них хватает сил и здоровья тянуть на себе такие нагрузки?
Жизнь часто устраивает нам сюрпризы, спустя некоторое время мне пришлось самой искать ответы на эти вопросы.
Все началось с того, что моей хорошей знакомой предложили пройти стажировку в Европе. Единственное, что беспокоило подругу: с кем оставить чадо. Прекрасно понимая всю глубину данной ситуации, важность и финансовую необходимость в командировке, я решила предложить пожить Даше у меня.
Все равно мне приходится заботиться о своем полугодовалом ребенке, да и особого труда не составит приготовить еще на одного ребенка кашу по утрам и погладить лишнюю пару маечек и юбок.
Передав дочку на мое попечение, знакомая написала целый список, что можно и чего нельзя есть и делать ребенку. Увидев мое недоумение, торопившаяся в аэропорт мама добавила: "У моего чада стандартный школьный набор болячек".
Чуть позже из официальных источников узнала, что к "стандартным" заболеваниям относятся такие распространенные формы болезней из расчета на 100 000 детского населения как:
- инфекционные и паразитарные болезни, (в прошлом году таких случаев было выявлено - 4510,6);
- эндокринные заболевания, расстройства питания и обмена веществ - 2878,8;
- психические расстройства и расстройства поведения - 1535,3;
- болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей - 2091,8;
- болезни глаз и его придатков - 5343,2;
- болезни органов дыхания 61513,3;
- болезни системы кровообращения 1099,2.

Да и комментарий министерства здравоохранения не утешителен: почти каждый второй ребенок в Казахстане страдает патологией.
Многие болезни медики связывают исключительно с нерешенными проблемами в образовательных учреждениях.
Слабая организация горячего питания, скудный однообразный рацион столовых, изношенность систем централизованного водоснабжения и канализации, нехватка школьного оборудования и спортзалов. А еще переполненность школ: в некоторых областях в три смены работает более половины учебных заведений.
Большая часть перечисленных заболеваний, к сожалению, была и у Даши. Она, конечно, знала о них, но вот соблюдать предписанные врачами и мамой правила не спешила.
Отнеся себя к той части родителей, которые встречают и провожают детей со школы, решила совместить дневную прогулку со своим малышом и зашла в школу за Дашей. Боже мой, я ее еле узнала. Отправлялся в школу спокойный ребенок, а сейчас на меня смотрела пара выпученных глазок из-под растрепанных волосенок.
Бросив в мою сторону виноватый взгляд, Даша поделилась новостями дня, и тем, что на последнем уроке началась драка, в ходе которой пострадал ее рюкзак.
К сожалению, пострадавший выглядел так, что ни о какой реставрации и речи быть не могло - нужно срочно покупать замену. Так как у Даши были проблемы с позвоночником, решила проконсультироваться у знакомого невропатолога как правильно выбрать школьную сумку для ребенка.
Оказывается, для детей необходимо равномерное распределение тяжести на спину и плечи. Поэтому для младших школьников не подходят сумки, которые носят через плечо. Ученикам до 15 лет лучше покупать ортопедические рюкзаки. Рюкзак должен быть оснащен ортопедической задней стенкой с плотными вставками, широкими лямками. Желательна алюминиевая рама внутри спинки, сохраняющая форму рюкзака и светоотражающие полоски - они обеспечат ребенку безопасность в темноте. Вес пустого рюкзака для младшеклассников не должен превышать 1 200 граммов.
Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более 2 килограммов. В 11-13 лет безопасным считается переносить 3 килограмма.
Но даже, если школьник ходит с самым ортопедичным рюкзаком на свете, это его не спасает от проблем с позвоночником. Я не ошибусь, если скажу, что нет на свете ребенка, который бы раз 50 в своей жизни не слышал фразу: "Выпрями спину, сядь ровно, подними голову".
В идеале, правильным положением за столом считается, когда голова слегка наклонена (подбородок опущен). Положение корпуса может быть вертикальным или слегка наклоненным вперед. При этом положении позвоночник не деформируется, но просидеть в этом положении более 15 минут очень трудно. Наступает утомляемость, потому что в удержании этого положения участвует большое количество мышц.
Даша, конечно же, вела себя как и все дети, периодические напоминания, "сядь прямо", не давали никаких результатов. Убедившись в не результативности "орального метода" внушения, пришлось искать другие способы.
Детский врач-невропатолог предложил метод релаксации позвоночника. Для этого потребуется реклинатор, эластичный бинт или кусок ткани, свернутый клубком в диаметре чуть больше кулака (теннисный резиновый мяч не подходит!). Лечь спиной на палас и полностью расслабиться. Реклинатор положить под спину в межлопаточную область и расслабиться (1 минута), затем переместиться чуть ниже лопаток (1 минута) и выше к верхней границе межлопаточной области (1 минута).
Если при укладке на реклинатор плечи легко касаются пола, то следует увеличить его диаметр. Это упражнение позволяет снять компрессию межпозвонковых дисков, полученную в течение дня. Ночью в горизонтальном положении позвоночник эффективно восстанавливается.
Проделав это процедуру вместе, Даша окрестила ее "ползанием по полу" и в последующие вечера, смотря мультики, выполняла упражнение без напоминания.
Как-то, забираю ребенка из школы, а меня остановливает учительница со словами: "А ваша, Даша на уроке смотрит в окно и часто моргает глазами". Моему счастью не было придела, прогресс - ребенок стал выполнять зарядку для глаз, а с ее "минус 3" это необходимо.
Пытаюсь объяснить, в чем важность такого поведения, учительница смотрит на меня большими глазами и, не понимая, и добавляет: "Почему именно на моих уроках нужно выполнять гимнастику для глаз?". Подбодрив учительницу словами: "Даша делает гимнастику на всех уроках, просто вы первая обратили на это внимание", - мы отправились домой.
Зная как трудно от ребенка добиться периодичного выполнения чего-либо, в качестве поощрения купила ей несколько дисков.
Несмотря на вполне дружеские отношения с Дашей я долго не решалась спросить, почему ученики после звонка выбегают из дверей школы, снося все и всех на своем пути. А когда спросила, девочка, не долго думая, ответила, что не знает, может быть, очень хотят домой?
Как психолог, конечно, понимаю, что основная причина - хроническое состояние стресса. Психические расстройства связаны, как правило, с причинами социального порядка: безработицей родителей, материальными трудностями в семье, алкоголизмом и наркоманией, вызывающими насилие и жестокое обращение с детьми, напряженным социальным фоном, когда экраны телевизоров постоянно демонстрируют сцены насилия, теракты, страдания и гибель людей. Все это, безусловно, действует на детскую психику.
Моя подруга не всегда могла уделять внимание дочурке, считая некоторые просьбы ребенка обычными капризами. Она не придавала значения внезапным перепадам настроения ребенка. Отчасти из-за этого у Даши были комплексы неуверенности, страдала самооценка.
Хотя в принципе для решения этих проблем от родителя требуется всего лишь, уважительное отношение и доверие к ребенку. В случае неудачи у ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- нужно демонстрировать позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к неискренности;
- не сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку нужна тогда, когда он об этом попросит.

Это, конечно, лишь малая доля внимания, необходимая ребенку для нормальной психологической и физической акклиматизации в обществе, но иногда даже такая "капля в море" воспитания играет большую роль.

Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru

Фото с сайта http://www.intensiv.kiev.ua/