Небольшой апокалипсис: как 45 миллионов человек остались без света

Свет потух

В Бишкеке перестали мигать светофоры, в населенных пунктах страны была прекращена подача воды. Спасателям пришлось эвакуировать застрявших в лифтах людей. Аэропорт “Манас” работу не остановил: подключилась аварийная система питания.

А вот аэропорт Ташкента встал: самолеты, уже находящиеся на взлетной полосе, не могли взлететь, те, что были на подлете, улетали на другие аэродромы, пассажиры не могли пройти регистрацию.

Остановилось ташкентское метро. Во многих регионах прекратилась подача газа. Жители городов сообщают в социальных сетях и об остановке подачи тепла и воды в их дома. Была нарушена работа систем канализации. Не работали Интернет и телефонная связь.

В Казахстане свет потух в Алматы, Шымкенте, в Алматинской, Жымбылской, Туркестанской и Кызылординской областях. Произошло выделение южной столицы и Алматинского энергоузла на изолированную работу, сообщили в АО “Самрук-Энерго”. Компания отметила, что их энергостанции работают в обычном режиме. Алматы обесточен наполовину.

Авария не затронула только Таджикистан, так как он пока не полностью подключился к объединенной энергетической системе ЦА. С другой стороны, здесь регулярно отключают свет в населенных пунктах. Поэтому блэкаут относительно привычен для местных жителей.

Причина аварии пока неизвестна. Но энергоадминистрации тут же начали дружно кивать друг на друга.

“25 января в 11.59 (по времени Нур-Султана) ввиду значительного аварийного дисбаланса, созданного энергосистемой Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан), произошел наброс мощности на транзит электроэнергии 500 кВ “Север – Восток – Юг Казахстана”. В результате произошло аварийное разделение транзита “Север – Восток – Юг Казахстана” с погашением значительной части потребителей Южной зоны Казахстана. Объем ограничений составляет порядка 1,5 тыс. МВт”, – сообщили в АО “KEGOC”.

Министр энергетики Кыргызстана Доскул БЕКМУРЗАЕВ сообщил, что сбой произошел у соседей.

“Узбекская электросеть, которая подключена к единой электрической сети региона, была повреждена в результате аварии, в результате которой произошли внезапные изменения напряжения и частоты на 530 линиях из Казахстана”, – сообщила пресс-служба министерства энергетики Узбекистана. По ее данным, массовое отключение электроснабжения произошло из-за крупной аварии в сетях Казахстана. Она повлекла за собой веерные отключения уже в Узбекистане.

После аварии в Казахстане на Сырдарьинской ГРЭС в Ширине (Узбекистан) сработали устройства противоаварийной защиты, которые вызвали автоматическое отключение. Помимо этого, произошла остановка Талимарджанской и Туракурганской ТЭС.

Быстрее всех с аварией справились энергетики Казахстана. “В 13.39 полностью восстановлена нормальная схема национальной электрической сети с Алматинским энергоузлом. Региональные электросетевые компании Алматы и Алматинской области осуществляют снятие ограничений. Работы по восстановлению электроснабжения южных областей продолжаются”, – сообщило министерство энергетики РК.

В Кыргызстане на 21 час обстановка в энергосистеме нормализовалась. Все системные линии 110 кВ и 500 кВ включены в работу. Водно-энергетический баланс по каскаду Токтогульских и Таш-Кумырских ГЭС стабилизирован. К утру 26 января вся энергосистема страны заработала, все потребители подключены.

В Узбекистане по состоянию на 12 часов 26 января электроснабжение восстановлено на 70 процентов , устранены крупные неисправности в энергосистеме и начата подача энергии в единую энергосеть страны, сообщило “Интерфакс”. В Ташкенте и некоторых регионах подача электроэнергии восстановлена полностью, устраняются локальные неполадки. Энергоколлапсы и блэкауты в Казахстане будут регулярно: мрачный прогноз эксперта

А вот глава пресс-службы энергохолдинга “Барки Точик” (Таджикистан) Нозирджон ЁДГОРИ считает, что Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану удалось избежать тяжелых последствий энергокризиса благодаря мощной защите общей энергосистемы. Система защиты энергокольца “очень сильная и поэтому сработала в экстремальной ситуации при отключении питания”, иначе на электростанциях республик произошли бы масштабные аварии. Поэтому теперь Таджикистан еще сильнее желает присоединиться к Объединенной энергетической системе ЦА.

Есть другие предложения?

Авария 25 января показала, что энергосистема Казахстана и Центральной Азии хоть и способна справиться с крупными блэкаутами, но рискует новыми авариями в будущем.

В 2019 году средний износ электрических сетей в РК был примерно 60 процентов. И этот показатель не снижается только благодаря постоянным ремонтам. В некоторых регионах износ превышает 70 процентов. В ВКО – он больше 80 процентов. Там всё буквально висит на соплях.

У производителей электричества тоже не всё в порядке. В том же 2019 году износ энергетических станций составлял 56 процентов. В 2010 году износ был 80 процентов. Но благодаря программе “Тариф в обмен на инвестиции” с 2009 по 2015 годы компании смогли снизить этот показатель.

Всё вместе это говорит, что в любой момент каждая из областей в отдельности или вместе со всей страной может погрузиться во тьму. Несмотря на свою важность, энергетика всегда остается в тени. Про электричество часто вспоминают в последнюю очередь, когда проекты уже написаны и надо срочно что-то делать, ведь так привычно, что сунул вилку в розетку и лампочка загорелась. Какой труд и какие вложения стоят за таким привычным действием, мы обычно не задумываемся.

Еще авария показала, что особенности энергосистемы Казахстана, разделенной на 2 части – северную и южную – надо исправлять.

Проще и надежнее это сделать, поставив посредине ЛЭП “Север – Юг” электростанцию. Какая это станция будет – неважно. Главное, чтобы она могла производить базовую генерацию. Это может быть тепловая электростанция на газе или угле, гидро- или атомная. Возобновляемые источники энергии – ветряки и солнечные панели – не могут так работать. Сжигать газ – уже слишком дорого. Уголь – угроза для Балхаша, который и так умирает. Для ГЭС нужна полноводная река. Таких в Центральном Казахстане нет. АЭС? А что если будет новый Чернобыль? Общество боится, что в условиях запредельной коррупции деньги могут начать воровать еще на стадии проекта и это будет такой же памятник, как ЛРТ в столице. Еще и радиоактивный. Есть другие предложения?

Казахстан так или иначе будет расти. Будет расти и потребление электроэнергии. Переезд в страну майнеров показал, что резервов энергетики для роста совсем нет. Поэтому решение о новой станции принять придется.

АЛМАТЫ