Небо в горошек: почему в Армении и Беларуси сидеть лучше чем в Казахстане

Как мы любим рейтинги

Открывший встречу министр внутренних дел РК Ерлан ТУРГУМБАЕВ напомнил, что решение о создании совета было принято в 2015 году в поселке Бурабай. Сейчас в его состав входят представители уголовно-исполнительной системы семи стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, в этом году присоединился Узбекистан. В качестве наблюдателя представлена Молдова.

– В пенитенциарной системе Казахстана проведен ряд реформ, которые принесли положительные результаты. За 10 лет удалось снизить тюремное население на 60 процентов – сейчас оно составляет 29 тысяч человек, количество колоний уменьшилось с 96 до 82, в мировом рейтинге тюремного населения мы опустились с 3-го до 95-го места, – не без гордости сообщил министр. – Запущен полный цикл пробации, процесс мы начали в 2013 году. 9 учреждений в республике с покамерным содержанием. Количество трудозанятых в колониях составляет до 75 процентов. Недавно провели форум с НПО, в план реформ вошли 36 пунктов, поступило около 500 предложений. Будет составлена “Дорожная карта развития уголовно-исполнительной системы” (УИС).

Тургумбаев рассказал о пилотных проектах в двух областях страны – электронные магазины и интернет-свидания заключенных с родственниками. А также сообщил, что осенью МВД зайдет в парламент с рядом изменений в УИК (Уголовно-исполнительный кодекс), которые призваны и дальше совершенствовать систему.

– Во-первых, так мы улучшим рейтинг Казахстана, во-вторых, правовое положение осужденных и режим содержания. И для нас бесценен опыт коллег из стран СНГ, входящих в совет, – заметил глава МВД.

Баллы для сидельца

А перенимать казахстанским уисникам у соседей по Содружеству действительно есть что. Например, у Армении. Как рассказал замначальника уголовно-исполнительной службы минюста Армении Гайк КОЧИНЯН, в зависимости от степени изоляции исправительные учреждения республики делятся на открытые, полуоткрытые, полузакрытые, закрытые и лечебные. Впрочем, дело не в более “человеческой” классификации тюрем, чем у нас.

– Мы развиваем институт условно-досрочного освобождения (УДО). В июне прошлого года Национальное собрание приняло изменения и дополнения в УИК, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Впервые центральный орган уголовно-исполнительной системы МЮ и госслужба пробации стали участниками процесса УДО, – отметил Гайк Кочинян.

При рассмотрении дел об УДО поведение осужденных оценивается по 5-балльной шкале.

– Сюда включается наличие поощрений/взысканий, рецидивов, отношение осужденного к уголовной среде и так далее. В результате оценки полученной информации может аккумулироваться максимальный балл, который составляет 43 единицы. Положительное заключение по УДО принимается при оценке 28 и более баллов, – рассказал представитель Армении.

Пациенты в робах

До 2001 года УИС республики находилась в системе МВД, после перешла в ведение минюста. В ее составе сегодня находится 12 исправительных учреждений, где содержится более 5 300 человек.

– Министерство юстиции разработало концепцию обеспечения осужденных и заключенных в пенитенциарных учреждениях надлежащей медпомощью и услугами. Постановлением правительства от 1 марта 2018 года создан пенитенциарный медицинский центр – это гражданская НКО уполномоченного госоргана, управление осуществ­ляет минюст. В июле центр начнет работу, – рассказал коллегам замначальника УИС Армении, дополнив, что в гражданских медучреждениях будут созданы отдельные участки для стацио­нарного лечения заключенных.

Е-тюрьма

Изменения в УИК Армении удвоили количество свиданий осужденных за особо тяжкие преступления и осужденных к ПЛС (пожизненному лишению свободы).

– Теперь осужденным разрешено 6 краткосрочных и 2 длительных свидания в год. Беспрецедентная правовая возможность внедрена для заключенных лиц – они имеют право на долгосрочные свидания минимум два раза в месяц длительностью не более 3 дней. Внесенные в УИК изменения позволят содержать осужденных к ПЛС вместе с другими, – продолжил Кочинян.

Также устранены законодательные ограничения на предоставление краткосрочного отпуска осужденному либо обвиняемому за совершение особо тяжкого преступ­ления. Установлена правовая возможность для совершения видео­звонка в течение месяца продолжительностью не более 20 минут (по Skype, WhatsApp и Viber) для заключенных, лишенных ранее данного права.

– Мы внедрили электронное управление – e-penitentiary. Созданная система беспрецедентна по масштабу и техническим возможностям, содержит информацию обо всех необходимых документах и процедурах, касающихся осужденных. Процесс фото- и видеосъемки, снятия отпечатков пальцев осуществляется в цифровом режиме, архивируя информацию в личной папке каждого лица. С фондом содействия осужденным обсуждаем вопрос организации процесса производства в ИУ, что войдет в систему поощрительных процедур, – сообщил Кочинян. – Планируем вооружить сотрудников подразделений служб безопасности пенитенциарных учреждений индивидуальным оборудованием видеонаблюдения, чтобы они могли снимать весь процесс службы в 24-часовом онлайн-режиме. Это предотвратит проявление коррупции и станет сдерживающим фактором распространения преступной субкультуры. В будущем намерены передать функции продуктового обеспечения частному сектору и решить вопрос целесо­образности принятия передач, через которые в ИУ попадают запрещенные предметы.

Ждут амнистию

А в Беларуси в эти дни сидельцы с нетерпением ждут выхода на свободу – в стране объявлена амнистия.

– На 1 июля в учреждениях УИС республики содержалось около 40 тысяч человек. В преддверии 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков по поручению президента подписан акт гуманизма к лицам, совершившим преступления. По предварительным расчетам, под действие закона об амнистии попадет около 5 тысяч осужденных к лишению свободы, – проинформировал начальник департамента исполнения наказаний МВД Беларуси Олег МАТКИН.

В УИС страны входят 16 исправительных колоний, 3 исправительные колонии-поселения, 1 воспитательная колония, 3 тюрьмы, 6 следственных изоляторов, 29 ИУ открытого типа, 15 республиканских унитарных предприятий, 7 арестных домов, 8 лечебно-трудовых профилакториев.

– В учреждениях УИС особое внимание уделяется социальной адаптации осужденных. Предусмотрено получение образования различного вида и уровня, в том числе высшего в дистанционной форме. В исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание, организованы классы доступа к электронной образовательной среде. Спецконтингент привлекается к оплачиваемому труду, производимая продукция экспонируется на крупных республиканских и международных специализированных выставках, реализуется не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья, – рассказал Маткин.

А в прошлом году в УИС создали республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие.

Минздрав контролирует

Отдельный пункт – медпомощь сидельцам. Как сообщила главный специалист департамента исполнения наказаний МВД РБ Наталья ЗЕЛЕНКО, при необходимости специализированной помощи заключенные проходят диагностические и прочие мероприятия в организациях здравоохранения.

– В учреждениях УИС действует 36 медицинских подразделений, 33 медчасти, 2 республиканские больницы и дом ребенка. Укомп­лектованность медперсоналом составляет 90 процентов. Материально-техническая база обновляется в рамках госинвестпрограммы. На 2020 год запланирован ввод следственного изолятора с республиканской общесоматической больницей в Минске, – рассказала Зеленко.
Вопросы совершенствования медслужбы УИС рассматриваются на коллегиях департамента с учас­тием минздрава, Генпрокуратуры и других органов.

– Несмотря на то что медслужба УИС входит в структуру МВД, мы работаем в тесном сотрудничестве с минздравом, который постоянно проводит мониторинг качества оказания медуслуг спецконтингенту. С 2017 года врачи (гражданские) на безвозмездной основе проводят плановые осмотры осужденных. В 2018-м они провели 11 тысяч выездных консультаций, – сказала представитель УИС Беларуси.

Отметим, закуп препаратов для медчастей колоний ведется централизованно минздравом.

– Мы проводим медицинскую и социальную реадаптацию лиц, страдающих от алкоголизма, токсикомании, наркомании, применяем принудительные меры лечения, назначенные судом. Незавершенный курс такого лечения рассмат­ривается как обстоятельство, препятствующее УДО, – сообщила представитель УИС Беларуси. – Применяем комплексный подход к ресоциализации спецконтингента, психологическую подготовку осужденных к жизни после освобождения обеспечивает групповая психокоррекционная работа в рамках деятельности психологических лабораторий, которые функционируют во всех учреждениях УИС. В 2018 году реализовано 70 психокоррекционных программ, актуальных для учреждений с учетом их специфики.

Кстати, минздрав республики более 10 лет применяет практику заместительной терапии.

– В пенитенциарной системе заместительная терапия не проводится, и с учетом нашей четко выработанной позиции в настоящее время данный вопрос не рассматривается, – сказала представитель тюремной системы Беларуси.

НУР-СУЛТАН