– На ваш взгляд, кинофестивали – это для зрителей или профессионалов?
– Тут нельзя разделять, потому что фестиваль, во-первых, хорошая возможность для киношников пообщаться, они, как правило, оторваны друг от друга. Ну и, конечно, мы работаем для зрителя, чтобы люди нас смотрели, чтобы им нравилось.
– Зритель сейчас более избалован?
– Я бы сказала, он развращен. Этим процессом управляет телевидение, которое показывает бездарный продукт, в первую очередь все эти ток-шоу.
– Но кто формирует то, что сейчас снимается? Зрители или создатели?
– Я не думаю, что режиссеры сейчас снимают в угоду зрителю. Скорее всего, это какой-то поиск. Мы потеряли десятилетия, теперь нужно наверстывать. В 90-е пытались подражать Западу, появилась вседозволенность. Но поколения вырастают, молодежь начинает приходить в кино. Мне порой кажется, что она задает тон. Посмотрят такой фильм, как “Остров возрождения” вашего Рустема Абдрашева, и все! Я помню, какая реакция была на нашем кинофестивале после его показа.
– Есть ли сейчас в кино какие-то характерные черты?
– Я не киновед, могу рассуждать лишь как зритель. Некоторое время назад было модно снимать чернуху – о том, как все плохо в жизни. Очень мало делали такого… кино, кино, когда смотришь и погружаешься в него. В целом тенденция такова, что мало комедий, мало детского и семейного кино.
– Лично для вас что значит кино?
– Это моя профессия, я без нее не могу. Но я актриса, в первую очередь мне все равно, где играть, – в кино или театре. Сейчас меня не так часто приглашают сниматься из-за возраста, но я отыгрываюсь в театре. Мне с детства снилось, как я стою на сцене, забываю текст, а потом рыдаю. Или, наоборот, как что-то получалось очень хорошо.
– Все-таки чем отличаются детские мечты от реальности?
– На самом деле я с детства мечтала не только об актерской профессии. Но именно в ней можно объединить все остальные мечты. Ведь ты играешь людей разных судеб, в том числе разных профессий, которые нравятся, – это учитель, геолог, врач.
Если говорить серьезно, то снаружи видна только парадная сторона жизни актера: какие красивые звезды, им не свойственны ни болезни, ни слезы. Они – небожители. А когда окунаешься в профессию… Самым большим разочарованием было, когда я стала знакомиться с артистами. Поэтому, когда у меня есть возможность, я говорю зрителям: лучше никогда не знакомьтесь с актерами близко. Любите их в той роли, в которой они вам понравились.
Только пробыв какое-то время в профессии, понимаешь, насколько она нелегка. Осознаешь меру сложности, значение школы. Порой сдираешь душу, пальцы, ноги… Вот тут важно не разочароваться. Те, кто, несмотря ни на что, не разочаровывается в профессии, и есть настоящие артисты.
– В школьные годы вы брали шефство над отстающими, а в актерстве занимались чем-то подобным?
– Чтобы преподавать, надо к этому прийти. Это же ответственность. Мало просто научить, нужно дать дорогу в жизнь. В наше время тоже не то чтобы молодым сразу давали дорогу, это больше случай, удача. Если это случится, тебя будут знать и любить, а нет – всю жизнь будешь знаком маленькому кругу. Ну а что касается жизненного опыта, то им, конечно, с удовольствием делюсь.