“Атмосфера недоверия, настороженности, конфронтации есть одна из самых опасных угроз спокойной и счастливой жизни человечества. Люди могут быть терпимы друг к другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества. Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем”, – эти строки Чингиз Айтматов написал в сентябре 1990 года в Москве, когда еще не было “парада суверенитетов”, но в воздухе уже пахло независимостью. Они стали предисловием автора к очередному переизданию романа “И дольше века длится день (Белое облако Чингисхана)”. Выдающийся писатель писал эти строки, находясь в раздумьях о судьбе страны, которой через год не стало.
Сегодня они выглядят еще актуальней в свете того, что происходит вокруг нас. Говорят, что легенду о манкуртах, так полюбившуюся моим преподавателям в университете в Свердловске (сам роман был принят на ура и рекомендован к обязательному прочтению), подсказал Айтматову другой великий писатель – Абиш Кекилбаев. Было это во время Иссык-Кульского форума – международного неправительственного форума интеллектуалов, организованного Чингизом Айтматовым. Абиш Кекилбаев родом из Мангистау, где легенды и мифы занимают значительное место в культуре казахов. Возможно, Абиш-ага и рассказал легенду о манкуртах, и Чингиз Айтматов включил ее в свой роман. Увы, нет обоих, и не у кого узнать, так ли это было. Речь о другом – взаимопроникновении наших культур, обмене идеями.
Добрососедские отношения всегда были важны для наших стран. Одна религия, один язык, один внешний облик, географическое соседство – все это было их основой. И недаром сразу после установления дипломатических связей послом от Казахстана в Кыргызскую Республику был назначен поэт Мухтар Шаханов – близкий друг Чингиза Айтматова. Сегодня это важнейший торгово-экономический партнер. Сохранение добрых отношений является ключевым направлением нашей дипломатии.
В канун новых президентских выборов интересно мнение политологов и аналитиков о кыргызско-казахстанских отношениях.
Еркин БАЙДАРОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, кандидат философских наук:
– Наши отношения насчитывают более пяти веков и уходят своими истоками к образованию Казахского ханства. Слова “Қазақ қырғыз бір туған” не появились просто так. Они демонстрируют, что между нашими народами много общего. Мы плечом к плечу сражались с джунгарами и другими народами за свободу и независимость. Помогали друг другу в тяжелые времена. И это исторический факт. Казахстанцам не надо обращать внимание на политические игры внутри Кыргызстана - политолог
Но, как говорится, “в семье не без урода”. И у казахов, и у кыргызов всегда находились отдельные представители элиты, которые ради личной выгоды и своих интересов, сами того не осознавая, наносили вред дружбе. Среди них были и казахские ханы, и султаны, и кыргызские манапы, и др. Нарушить союз, сделать трещину во взаимоотношениях двух братских народов пытались многие. Иногда это получалось, но до конца нарушить их не удавалось никому. Поэтому казахско-кыргызские отношения прошли проверку временем.
В то же время нельзя все же забывать, что у кочевых племен Евразии время от времени возникали конфликты друг с другом, противоречия, связанные с пастбищами, зимовками и другими элементами кочевого хозяйства. Но они так же быстро заканчивались. С этим во многом и связаны те исторические обиды, которые мы/они иногда вспоминаем. Но любое событие требует объективного исследования. Не следует все воспринимать через призму своей этнической общности, которая, к сожалению, воспринимается многими как истина в последней инстанции. Необходимо понять причины, предпосылки, поставить себя на место других и т. д. Дела минувших дней давно в прошлом. Надо думать о будущем. И здесь поддержка наших братьев кыргызов, узбеков и других необходима.
Если говорить о современных реалиях, то зачастую мы действительно пытаемся вести себя с ними с позиции “старшего брата”. Это, я думаю, является отголоском тех времен, когда казахские ханы и султаны правили отдельными кыргызскими родами. С другой стороны, более высокие экономические показатели Казахстана, относительно высокий уровень жизни делают отдельных наших граждан несколько чванливыми в отношении Кыргызстана и кыргызов. Но таких – меньшинство. Большая часть казахов всегда относилась к ним как к своим сородичам, кровным братьям и всегда чувствовала их поддержку. Хотел бы сказать, что эту дружбу между нами никто никогда нарушить не сможет.
Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, кандидат политических наук:
– Кыргызстанско-казахстанская дружба – очень важный предмет, который имеет традиционные и современные аспекты. Был период, когда случались столкновения в предгорьях из-за кочевий. Но это просто эпизод в нашей истории. Надо сказать, что близкое соседство сделало так, что многие семиреченские казахи и северные кыргызы оказались в прямом смысле в кровном родстве. Брали друг у друга детей, выходили замуж, женились.
Еще есть такой аспект – экономическо-хозяйственный, помимо чисто этнического, культурного, языкового родства и близости. В советское время скотоводы Луговского и Меркенского районов Жамбылской области перегоняли скот на жайляу в Кыргызстан, в урочище Самыр. В обмен кыргызские скотоводы пользовались некоторыми местностями Жамбылской области. А в традиционном обществе это очень важно. Современность не всегда приносит хорошее. И в этом отношении многие направления прежнего взаимодействия были разрушены. Распределительная система в условиях малых ресурсов начала диктовать, выжимать то, что можно. И мы с годами стали наблюдать споры по поводу казахстанских санаториев на Иссык-Куле, по поводу обмена землями. Эти проблемы, конечно, решились, но время от времени все равно какой-нибудь политик будет их поднимать, потому что в таких вопросах всегда где-то чей-то интерес был не учтен.
Возникает еще вопрос, как понимать братство, культурное и языковое родство. Дело в том, что с точки зрения политики его не существует. Есть добрососедство, есть дружеские отношения. Отношения братства, родства – они были символические. Но когда это начинают неумело воспринимать как реальность в среде интеллигентов, иногда даже политиков – это очень опасно. Во-первых, сразу появляется дихотомия: “старший” и “младший”. А во-вторых, затемняется само решение, что вопрос должен решаться в рамках государственного расчета, и то, что есть национальный интерес. Произойдет ли в Кыргызстане государственный переворот: Политологи о предстоящих выборах в соседней республике
Эдиль БАЙСАЛОВ, политический деятель, Кыргызстан:
– Вообще отношения между нашими странами всегда были добрососедские. Я даже не могу припомнить себе прецедентов таких, чтобы конфликты какого-то рода между нами случались. Поэтому выступлению Алмазбека Атамбаева с выпадами в адрес казахских соседей, на мой взгляд, объяснения нет. И, к сожалению, надо сказать, что такого рода нерациональное поведение (так мягко скажем) – это основа его личности. Потому что он человек мнительный, человек, который сегодня может сказать одно, а завтра – другое, в отношении того же Казахстана сколько раз признавался в любви. Только что насчет Бабанова говорил, что он должен быть президентом, а сейчас заявляет – “посажу”. Про бывшего генерального прокурора, молодую женщину, он говорил, что она должна быть президентом, орден давал, а сейчас требует восемь лет тюрьмы для нее за какое-то письмо. Для нас было абсолютно неудивительно то, что он себе такие слова позволяет, потому что мы давно привыкли к этому.
Я дорожу дружбой с Казахстаном, и Алмазбек Атамбаев не отравит наши отношения. Другое дело, что молодое поколение кыргызстанцев может не так понять его слова. Старшие-то мы все воспитаны на традициях, что у нас общая культура, фольклор, морально-этический кодекс. Все общее.
Нужно понять, что у Атамбаева есть свой план. В нашей истории существовало понятие “аталық” (регентство). То есть в том же Кокандском ханстве, в других (на должность) ставили каких-то слабых, больных, чтобы править самим. Он знает, что его не переизберут, и считает так: станет аталыком (регентом). Он мог выдвинуть очень даже популярных и сильных людей на пост президента страны. Из той же Социал-демократической партии Кыргызстана, которые спокойно могли бы победить на этих выборах. Но специально поставил на очень слабого, невзрачного кандидата, который не будет перечить ему, и он будет единоличным руководителем. Рассчитывал, что его поддержат соседи. А этого не случилось.
К слову, не могу не сравнить стиль руководства наших президентов.
Нурсултан Абишевич старше, но у него ежедневно напряженный график работы. Он объезжает все области, каждую улицу Астаны и Алматы лично смотрит. Каждый завод, фабрику лично посещает. У Атамбаева этого нет.
Подчеркну, что единственным достижением нашего президента стало оформление членства Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе. Но и это достигнуто благодаря Нурсултану Назарбаеву, поскольку у нас граница только с Казахстаном, а не с Беларусью, Арменией или Россией.
Кыргызско-казахская дружба – основа нашего существования. Глядя на вас, нам есть куда стремиться. Возьмем, к примеру, Алматы. Туда наши люди реально ездят как за границу. город все больше преображается, и мы сейчас с завистью говорим о том, что какой порядок на улицах смогла установить казахская власть. Это все закон, это порядок.
Рустам БУРНАШЕВ, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
– С моей точки зрения, период новейшей истории казахстанско-кыргызских отношений может расцениваться как стабильный, устойчивый и, в принципе, добрососедский. По большому счету, 26-летие независимости всех стран Центральной Азии показало, что отношения между Казахстаном и Кыргызстаном могут рассматриваться как модельно образцовые. Потому что, несмотря на имеющиеся, безусловно, сложности государственного взаимодействия, государственного строительства, поиска национальной идентичности, отношения между народами двух стран, взаимодействие на низовом уровне являются бесконфликтными. Возникающие противоречия решаются эффективно, не переходя в конфликты.
Алматы