Аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ объяснил: дескать, был на днях в южной столице Премьер-министр Карим МАСИМОВ, ему много вопросов по Таможенному союзу задавали, вот он оперативно и прислал сведущих людей, чтобы разъяснили, что к чему.
В акимате спешно собрали бизнесменов, представителей общественности, деятелей культуры. И попытались создать некую видимость обсуждения.
Руководители министерств быстренько обрисовали прелести Таможенного союза: дескать, только представьте, какой рынок сбыта мы получаем! В Казахстане, где всего 16 миллионов населения, серьезного бизнеса не создашь, а тут – 170 миллионов человек к нашим услугам! Как сообщил Арман Евниев, всего в 200 километрах от границы Казахстана находится несколько крупных городов с общим населением в 6 миллионов человек. Это еще не считая мелких сел и райцентров. Жаль только, продавать Казахстану почти что нечего…
В общем, перспективы такие, что дух захватывает. Однако, видимо, почувствовав скепсис зала, чиновники тут же добавляли: конечно, это всего лишь возможность. Никто и не обещает, что всем нам сразу станет хорошо. Придется поработать.
Ничего не понимаю, но скажу!
Видимо, в последнее время выработался некий формат подобных встреч. “Джентльменский набор” выступающих – деятель культуры, оппозиционер, руководитель предприятия, ученый – выглядел внушительно. Но…
Деятель культуры сразу сообщил: в теме ничего не понимаю, от экономики далек, но скажу!
Оппозиционер постращал: теряем независимость, опять будете студентов с площадей гонять!
Ученый заявил: не России нам надо бояться, а Китая.
Лишь гендиректор АЗТМ порадовался: Таможенный союз такое хорошее дело! 170 миллионов населения – отличный рынок!
Правда, учитывая основную экспортную продукцию АЗТМ – волочильные станы, не очень понятно, сколько человек из этих 170 миллионов всерьез заинтересуются ею…
Единственный конкретный вопрос был задан – о возвращении НДС. Причем задавали его даже дважды. Потому что за два часа такого “обсуждения” никто толком и не понял: в чем же выгода Таможенного союза для народа Казахстана? И какие усилия правительство готово предпринять, чтобы выгода эта стала не потенциальной, а реальной?
“В росте цен виноваты перекупщики”
После совещания удалось задать несколько вопросов министру финансов Болату ЖАМИШЕВУ:
– Какая из отраслей казахстанского предпринимательства выиграет и какая явно проиграет от вступления в Таможенный союз?
– Разделение труда еще в рамках СССР определило те отрасли, в которых Казахстан может быть конкурентоспособен. Сейчас речь не идет о том, чтобы вернуться к прежней структуре, но тем не менее наша страна, безусловно, имеет громадный потенциал в агропромкомплексе. Та же Россия очень много импортирует, например, говядины – из Бразилии, других стран. Мы могли бы заполнить эту нишу.
– Но граждан беспокоит, что цены вырастут…
– Если проанализировать, то таможенные пошлины не занимают и не занимали большого удельного веса в цене товаров, цену определяют в большей степени торговые накрутки.
– А как же с пошлинами на автомобили? Они сейчас порой больше, чем стоимость самих машин!
– Да, это действительно та сфера, которая много дискуссий вызывает. Импортные пошлины на сегодняшний день установлены. Но они однозначно запретительные для ввоза старых машин. Мы изначально заявляли, что с переходом в дальнейшем на евро-3, евро-4 ввоз старых автомобилей будет закрыт.
Что касается новых машин – я смотрел статистику, так вот, ряд автомобилей в России – те же “Тойота Королла”, “Тойота Камри” – стоит дешевле, чем в Казахстане, при том что пошлины и в прошлом году были такие же. Я так полагаю: если казахстанские дилеры будут существенно завышать цены на новые авто, то здесь быстро объявятся российские дилеры. Но, повторюсь, речь о новых авто.
* * *
Сами запутались?
Простым гражданам трудно разобраться в преимуществах и недостатках Таможенного союза по причине отсутствия четкой информации. Да и сами чиновники путаются.
Чего стоит хотя бы свежая история о то ли приобретении, то ли потере Казахстаном около 70 миллиардов тенге таможенных поступлений.
В Сенате во время обсуждения проекта бюджета на 2010–2012 годы депутаты попросили Премьер-министра Карима МАСИМОВА разрешить эту дилемму. Согласно главному финансовому документу, доходная часть увеличивается на 61 миллиард тенге в связи с введением с 1 января единого таможенного тарифа и увеличением прогнозного объема импорта. Но тут же в газете “Казахстанская правда” вышла статья, в которой указывалось, что Казахстан, напротив, должен потерять около 70 миллиардов тенге таможенных поступлений.
– Я тоже читал эту статью, – поделился с депутатами Карим Масимов. – Там была ссылка на определенного человека. Я потом с этим человеком разговаривал. Он сказал, что такого не говорил.
Подобные объяснения еще больше все запутывают.
На фоне экономического непонимания обострилось и политическое. “Ветераны Декабрьского восстания 1986 года” и народно-демократическое движение “Защита независимости” пугают народ якобы возвратом Казахстана, через Таможенный союз, в темное колониальное прошлое.
Власти между тем уже нашли вполне конкретное подтверждение пользы нового интеграционного образования. Как сообщил на этой неделе министр финансов Болат ЖАМИШЕВ, именно увеличение таможенных пошлин позволит повысить с 1 апреля зарплаты бюджетникам на 25 процентов. После этого кто будет против?Егор ДАРИН, Астана
* * *
К слову
Первые споры
Первый вице-премьер России Игорь ШУВАЛОВ не так давно заявлял, что не исключает в дальнейшем возникновения торговых споров между Беларусью, Россией и Казахстаном. И, надо сказать, был прав. Споры уже начались.
На этой неделе в Минске встречались президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО и министр иностранных дел Казахстана Канат САУДАБАЕВ.
Информационные агентства тут же процитировали слова Лукашенко о том, что “Белоруссия выступает за Таможенный союз без изъятий и ограничений даже по чувствительным позициям”.
“Чувствительной позицией” для Минска стала нефть. Белорусская сторона считает, что Россия – как партнер по Таможенному союзу – не должна брать пошлину за поставки нефти. В связи с этим Белоруссия на прошлой неделе подала в Экономический суд СНГ иск против России по поводу взимания нефтяных пошлин.
– Беларусь в первую очередь пошла на этот альянс ради дешевых энергоресурсов. Однако планы эти не пошли, – пишет политический обозреватель “БелаПАН” Александр КЛАСКОВСКИЙ.
Лариса УВАЛИЕВА