И вот неделю назад Нурсултан Назарбаев объявил о заморозке поправок в Земельный кодекс РК.
Очевидно, разморозка наступит только после того, как министерства нацэкономики, сельского хозяйства и прочие причастные к этой проблеме ведомства детально разъяснят гражданам суть поправок и их историческое значение для экономики страны. И правильно сформулируют некоторые спорные статьи.
Согласно официальной статистике, сельчане (особенно молодые) постепенно обживают городские окраины, не подозревая о какой-то “адаптации” или “социализации”. На начало этого года счет в матче “Город” против “Села” в процентах уже 57:43. И эта игра в одни ворота усиливается каждый год.
А кто будет трудиться на полях, фермах, отгонах? Бегут-то не от хорошей жизни? Поскольку основные причины миграции селян в города – “неблагополучная социально-экономическая ситуация в местах проживания – отсутствие работы, соответствующей инфраструктуры и пр.”.
“Пр.” – это, видимо, недоступность кредитов, дорогие ГСМ, нехватка воды, коррупция властей на местах, проблема реализации мелких проектов, неясные бизнес-перспективы на фоне больших и невозделываемых наделов у латифундистов, бессмысленность конкуренции с оппонентами из ЕАЭС и ВТО, низкая оплата труда.
Народ в глубинке у нас терпеливый и трудолюбивый. Но бесплатно только птички поют. По информации Экономической и социальной комиссии для Азии и стран Тихоокеанского региона, более половины населения Казахстана имеет доход 2–10 долларов в день, что характеризует этот слой как “социально уязвимый”. И большинство его проживает именно в сельской местности.
Справка “КАРАВАНА”
“К дополнительным мерам, которые могли бы способствовать адаптации внутренних мигрантов на новых местах проживания, являются: введение упрощенного порядка регистрации по месту жительства. Разработка программ повышения качества среднего и средне-специального образования. Корректировка законодательства о порядке найма на работу при изменении места жительства с целью исключения любых форм дискриминации со стороны работодателя. Отчасти проблему неуправляемой внутренней миграции может решить предоставление гражданину РК в безвозмездное пользование 10 соток земли под индивидуальное строительство. Развитие пригородных зон городов Алматы и Астаны”.
Этой служебной записке минтруда уже почти пять лет. А что было сделано, чтобы остановить этот переток и тратить средства на “адаптацию”?
Вешать всех собак – их не напасешься
После отставки министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, воображаю, сколько на него собак повесят. Отчасти есть за что. Проект имени Асылжана Сарыбаевича “Продовольственные пояса”, видимо, следует считать лишь “местами действующим”. Сколько на него было ухлопано бюджетных средств – еще предстоит выяснить. Каким был реальный “выхлоп” – это уже занятие для специальных органов. Или, например, насколько выгодной в среднесрочной перспективе оказалась покупка племенных быков за рубежом? На сайте минсельхоза я таких данных не нашел.
В нескольких областях построили тепличные комплексы. Какова их эффективность и себестоимость продукции? Где обещанное снижение цен на овощи-фрукты? Нет информации.
Насколько эффективно или неэффективно работают на арендованных в Казахстане землях зарубежные инвесторы – нет информации. Сколько новых рабочих мест было создано – тишина.
Насколько эффективно все эти годы возделывали свои тысячи гектаров наши латифундисты – нет информации…
Кстати, в ноябре 2013 года Владислав Косарев потребовал от министра огласить весь список олигархов, которые “нажились на сельском хозяйстве страны, ни копейки не вложив в его развитие”. И призвал Асылжана Сарыбаевича набраться смелости, поскольку сам Владислав Борисович боялся: “Сцепиться с олигархами – это пальцы в мясорубку засунуть”.
Очень страхозависимо. И очень не по Ленину. Тот, если что – на броневик бы сразу залез и ну рукой махать.
Товарищ Косарев, кстати, заявил, что после иностранных инвесторов может остаться “выжженная земля”. Полагаю, он имел в виду китайских, которые успели начудить на территориях Дальнего Востока России, применяя там какие-то убийственные химикаты.
Уверен, специально обученные эксперты всегда смогут выявить эту дрянь, которую немцы, французы, австралийцы, испанцы и многие другие у себя запретили. А если речь о ГМО, то я отлично помню вечерний разговор с вице-министром сельского хозяйства КНР в ходе Всемирной сельхозвыставки в Берлине в 2010 году: “У нас работают 127 институтов, которые занимаются исследованием урожайности генно-модифицированных плодов. Если вы считаете, что это опасно для здоровья – это ваша точка зрения. Ситуация в мире сегодня такая, что через 20–25 лет вы у нас еду просить будете. Мы подготовили специалистов по всем направлениям – от ученых до рядовых работников. И готовы к решению проблемы”…
А мы готовы?
Есть! Без никаких гвоздей…
Если молодые сельчане покидают родные места, значит, что-то неладно в этом “королевстве”. Если агросектор Казахстана начнут окучивать европейские инвесторы – возможно, все будет не так плохо. Если они зайдут в наши фермы и поля со своими технологиями, опытом, специалистами и – немаловажно! – “белыми” схемами оплаты труда, то, думаю, никаких проблем не будет. А если варяги еще и обучат наших фермеров, не успевших оккупировать города, трудиться по новым лекалам – вообще наступит праздник живота, независимо от министра.
Вот в Краснодарском крае России голландская фирма уже пару лет выращивает вьетнамский рис и страусов. Не удивлюсь, если эта контора вскоре начнет там пингвинов и крокодилов разводить. Первых – на пух и мясо. Вторых – на мясо и кожу. Спрос гарантирован…
Долго искал, но нашел. С 2005 по 2015 год в наш агропром влупили почти 167 миллиардов тенге инвестиций. Здорово. В “старых ценах” это более миллиарда долларов. А много ли на прилавках стало отечественного мяса, пуха и прочего?
Справка “КАРАВАНА”
В конце апреля аким Алматы Бауыржан Байбек сообщил: южная столица обеспечивает себя продовольствием на треть. Еще 25–30 процентов доставляют регионы. Остальное – импорт. Такая же ситуация и в других больших городах.
Кто в этом виноват – экс-министр Мамытбеков? Экс-министр национальной экономики Досаев? Министерство образования? Областные и районные акимы? Госпрограмма индустриально-инновационного развития (версии 1-я и 2-я), настоящих авторов которой установить сегодня невозможно? А кто найдет?
Следствие не начато. Забудьте!
В цивилизованных государствах парламенты ищут и находят ответы. А у нас? Несколько лет назад мажилисмен, лидер фракции “Ак жол” Азат Перуашев пытался ввести в практику главного законодательного органа страны парламентское расследование. Но ничего у Азата Турлыбековича не вышло. По его словам, не столько из-за непонимания коллег, сколько из-за давления неких лоббистов, которые представляли частные интересы. И не только в сельском хозяйстве. Две цитаты:
“Я на комитете два раза предлагал” – это 2013 год.
“Меня скоро подозревать в чем-то начнут” – 2014-й…
Может, подозревать надо тех, кто еще не легализовал приватизированные участки отечества и выращивает на них только личный доход в ожидании роста цен на эти наделы? Очевидно, у товарища Косарева именно к этим господам были вопросы, из-за которых он боялся потерять свои пальцы?
Я свои держу за него крестом – чтобы все в стране сложилось правильно.
АЛМАТЫ