Не важно кто голосует, важно - кто голоса подсчитывает

Третье место в негласном соревновании по выборам народных избранников, учитывая результаты голосования среди населения Казахстана, России и Киргизстана, занял Бишкек.
Хотя, если рассматривать выборы через призму политической целесообразности, то действующая власть Киргизстана является недосягаемым для России и Казахстана ориентиром.
Напомним, что выборы в Киргизстане, в отличие от России и Казахстана проходили в несколько иных условиях. К моменту проведения предвыборной кампании в республике проявилась напряженная обстановка в следующих областях:
внутриполитическая ситуация;
социально-экономическое положение;
возросший уровень коррупции в органах власти и правоохранительных органах;
активность религиозных организаций;
рост активности преступных группировок.

Особого внимания заслуживают внутриполитическая и социально-экономическая ситуации, сложившиеся в последнее время в Киргизстане. Уже стало обыденным отсутствие у руководства республики эффективных программ и мер, направленных на решение наиболее злободневных проблем, что фактически способствовало падению авторитета власти в глазах общественности.
Вместе с тем власть в силу своих возможностей попыталась провести в Парламент страны наибольшее число своих сторонников. В результате, в процессе выборов в Жогорку Кенеш (парламент) Киргизстана возникла интересная ситуация.
Во-первых, из 22 политических партий, подавших письменное уведомление об участии в выборах депутатов Парламента, в предвыборную гонку были допущены 12 общественно-политических объединений. Это для такой маленькой страны, как Киргизстан, в котором проживает 5,1 млн. человек, является довольно значительным фактором, который может в дальнейшем влиять на внутриполитическую ситуацию.
Принимая во внимание широкое вовлечение населения в политические процессы внутри страны, в том числе, и межпартийную борьбу, можно ожидать, что результаты выборов вряд ли станут стабилизирующим моментом, способным в краткосрочной перспективе спасти страну от политических катаклизмов.
Во-вторых, для действующей власти было важно, чтобы в парламенте находилась не только пропрезидентская партия. В результате прошли четыре общественно-политических объединения - народная партия "Ак Жол", Социалистическая партия "Ата Мекен", Партия коммунистов Кыргызстана и Социал-демократическая партия.
Фактически в данном случае речь идет о многопартийности или так называемом политическом плюрализме в киргизском парламенте, где присутствуют как пропрезидентские, так и нейтральные (в данном случае Коммунистическая партия) и оппозиционно настроенные партии.
То есть, вряд ли кто сможет утверждать, что в Жогорку Кенеше заседают лишь пропрезидентские депутаты, способные провести любой интересующий власть закон, несмотря на то, что предлагаемый нормативно-правовой акт может быть направлен против народа республики.
В-третьих, власть не только дала возможность наиболее активным общественно-политическим объединениям пройти в парламент, но и не стала как в России "приписывать" своей партии абсолютное большинство голосов.
Так, по данным ЦИК, пропрезидентский "Ак Жол" набрал 46,99 процентов голосов избирателей, оппозиционный "Ата Мекен" - 8,29 процентов партия коммунистов - 5,12 процентов, Социал-демократическая партия Киргизии - 5,05 процентов.
Вместе с тем столь умеренное количество голосов избирателей, полученное пропрезидентской партией, может также свидетельствовать не о всеобъемлющем контроле действующей власти, а об ее слабости и постепенной потере контроля в регионах.
В-четвертых, оппозиция, получив места (пусть и ограниченные) в Жогорку Кенеше уже не сможет проводить массовые акции протеста против принятых и действующих законов, так как к их разработке и принятию были причастны все: и пропрезидентские, и оппозиционные общественно-политические объединения.
Стоит отметить, что наряду с пропрезидентской народной партией "Ак Жол", прошла и социалистическая партия "Ата Мекен", под флагом которой двинулась на выборы объединенная оппозиция Киргизстана. Принимая во внимание поддержку оппозиционных партий в регионах, власть, допустив в парламент оппозицию, способствовала снижению напряженности в целом по стране.
В-пятых, действующая власть, пропустив в Жогорку Кенеш оппозицию в лице партии "Ата Мекен", получила возможность постоянно контактировать с лидерами оппозиционных сил республики. Тем самым Бишкек может проводить превентивные меры в отношении инициатив оппозиции, а также своевременно реализовывать контр-мероприятия для нейтрализации действий оппозиционно настроенных движений.
Таким образом, кажущаяся на первый взгляд слабая предвыборная кампания в Киргизстане, в результате представившая в Жогорку Кенеше практически весь спектр партий - от пропрезидентских до откровенно оппозиционных, - по сравнению с подобного рода мероприятиями в Казахстане и России, стоит практически по всем параметрам на уровень выше.

Фото с сайта www.radiomayak.ru