В сегодняшнем материале мы представим историю молодого человека из Московской области, который до начала войны работал журналистом. Однако, когда повестка и пропаганда войны возымели доминирующей характер в его работе, а власти объявили мобилизацию, он принял решение сжечь мосты с российской журналистикой и покинуть родные пенаты – война претит его убеждениям, а по возрасту он попадает под призыв.
Находясь в Казахстане уже больше полугода, Данила Башаев (имя изменено, но известно редакции) поделился с медиа-порталом Caravan.kz своей историей.
Пора уезжать
- Я принял решение уехать в Казахстан спонтанно, когда объявили мобилизацию. Некоторые коллеги по работе сказали, что надо уезжать, так как у меня призывной возраст. Я начал выбирать наиболее адекватный вариант, но у меня было немного вариантов, а точнее – вообще не было. У меня не было ни загранпаспорта, ни денег на поездку. Я созвонился с друзьями, и нашлись единомышленники. Изначально были варианты с Грузией, но потом узнал, что мои товарищи собираются в Казахстан. За ночь я собрал сумку, а на утро пришел на работу, быстро выполнил все, что нужно, затем написал заявление на бессрочный отпуск и доехал до вокзала, где встретился с ребятами. Моя жена провожала меня, тогда она еще не знала, что тоже приедет в Казахстан. «В Казахстане нет такой постсоветской тоски и депрессии, как в России»: релоканты
Я немного знал о Казахстане, прежде чем оказаться здесь. Знал, что здесь был принят закон о защите прав атеистов. Я не помню, в каком году я увидел эту новость, но я был удивлен. В России все было наоборот, и все было направлено на защиту прав верующих. Я знал, что Астана – красивый город, видел фотографии. Однажды мне даже довелось работать вожатым в лагере с детьми из Казахстана. Детский лагерь был разбит на базе отеля, работал в четыре смены. За это время я узнал, что казахи очень темпераментные ребята, которые быстро лезут в драку. Я также услышал несколько казахских матов – пришлось, чтобы контролировать речь детей, следить за ними – воспитательная работа, я же как-никак вожатый. Я также узнал, что многие дети были билингвами и, помимо родного казахского, говорили на русском языке. Многие дети притворялись, что не понимают русского, но на самом деле прекрасно понимали. Это было особенно забавно, когда они говорили на казахском языке, но вставляли русские маты. Они не замечали этого, и только при мне: «Ой, точно, так же нельзя говорить».
Узнал о ваших суевериях: дети боялись спать напротив зеркала. Мы для этого убрали все зеркала из всех комнат. Кстати, поразил контраст между некоторыми детьми в зависимости от того, из какой среды они приезжали. Когда приезжали городские, они, в принципе, были достаточно воспитанными. С ними можно было строить диалог и общаться. С подростками это было просто. С другой стороны, когда приезжали дети из маленьких городов или аулов, у них было много странных привычек. Например, пятилетние девочки не умели пользоваться унитазом. Для меня был странным этот контраст. Конечно, знал про степи, кумыс и скакунов – но это такие, более стереотипные представления. Знал, что страна – преимущественно мусульманская. Хотя по приезде сюда я этого не особо замечаю.
Первые впечатления о Казахстане
Мы провели три с половиной дня в пробке, поэтому, когда наконец добрались до первого ночлега, я почувствовал облегчение. Именно физическое. Эмоционально я и мои спутники все еще были потеряны. Никто из нашей компании не чувствовал себя в безопасности. Мы приехали в неизвестность и не знали, куда направляться дальше.
Впечатление от местных цен было неожиданным. В то время мне казалось, что цены на все были довольно низкими. У меня было немного денег, но их хватило на первое время. Сейчас, конечно, цены стали выше.
Я был приятно удивлен тем, как легко можно было поймать интернет в пути, и какие добрые дела делали местные жители. Волонтеры встречали нас чаем и помогали найти место для ночлега. Продавец в магазине сотовой связи помог людям, которых они не знали, найти жилье – позвонил другу, назвал их своими знакомыми из России, и тот согласился их пристроить.
К сожалению, мне пришлось столкнуться с негативным отношением, но со стороны некоторых местных русскоязычных жителей – таксист, бабушка-соседка и охранник в ТЦ. В то же время я не слышал ни одного плохого слова от казахов.
В целом я очень благодарен за помощь и гостеприимство местных жителей.
Жизнь в Казахстане спустя несколько месяцев
Стоит начать с того, что я не слишком избалованный человек. Я родом из маленького провинциального городка недалеко от Москвы, где вроде бы есть все блага цивилизации, но даже сравнение нашего городского автобуса с вашими показывает, что наши автобусы не самые новые. Я не знаю, из-за чего россияне в нехорошем смысле удивляются сервису в Казахстане, но я был поражен качеством общепита. Хотя есть отдельные заведения, в которых мне не все нравится. Я чувствую себя здесь, как дома, только лица вокруг – преимущественно азиатские, и некоторые вещи здесь как будто бы круче, чем в России.
Цены невысокие, кухня вкусная, порции большие. Много советских зданий, типовых старых хрущевок, которые я видел у себя дома. Поэтому многие места кажутся мне знакомыми.
Социалка, менталитет, политика
Проходя необходимые процедуры в ЦОНе, я заметил отличное организационное мастерство. Огромная очередь из тысяч людей двигалась достаточно быстро благодаря сотрудникам, которые почти буквально пинали нас, говорили: «давай быстрей-быстрей-быстрей». Не могу не отметить, что это был настоящий прецедент для самих работников. Но они "вывезли".
Что касается менталитета, то он мне напомнил российский в некоторых аспектах, но с некоторой постсоветской ноткой, которая присутствует в большинстве стран СНГ. Люди здесь дружелюбные и готовы к общению, а также уважительно относятся к старшим.
Но, если быть честным, есть и некоторые недостатки. Из минусов – очень агрессивное вождение таксистов и водителей автобусов. Это может быть несколько шокирующим для незнакомца. Резкие повороты и торможения – и ты запросто упадешь на рядом сидящую апашку. «Казахской доброжелательности, открытости и человечности не хватало в России» - переехавшие в РК россияне
Наконец, я бы хотел отметить, что качество жизни в целом вполне достойное. Если не считать проблем с транспортом, то я доволен качеством продуктов и овощей – свежие, вкусные, что еще нужно.
Я не могу не заметить, что общество - это довольно загадочный и неоднозначный механизм. Даже после долгих наблюдений я все еще не могу полностью понять его настроение. Недавно я узнал о том, что существуют «казахстанцы-ватники», и это для меня стало неожиданным открытием даже после полугода пребывания в стране.
Удивило меня и то, местные жители не обозлились на приезжих из-за увеличения цен на жилье, что поразило меня. Я думал, что нас просто с г…м съедят, так как людей выселяли, чтобы освободить место для русских переселенцев. Однако я ошибался. Я услышал, что казахи, напротив, взбунтовались против владельцев жилья, обвиняя их в спекуляции. Все это, действительно, увлекательно.
Политика в Казахстане, на мой взгляд, выглядит довольно адекватной. Ваш президент, Касым-Жомарт Токаев, имеет дипломатический склад ума и проявляет себя соответствующим образом. Я не знаю, есть ли какие-то политические давления, но я замечаю, что многие местные СМИ могут свободно выражать свою точку зрения. В отличие от России, где всех, кто не поддерживает официальную линию, просто гонят прочь, здесь такого не происходит. Однако в целом политическая ситуация здесь более стабильна, чем в России. Я очень уважаю Токаева за то, что не побоялся лично при Путине высказаться о непризнании так называемых ДНР и ЛНР, тем самым показав, что Казахстан не будет признавать незаконные образования. При этом он умудряется сохранять мягкие дипломатические отношения. В общем, политика в Казахстане выглядит довольно нормальной и стабильной.
Учить казахский язык?
Не думаю, что это для меня. Вообще восточные и тюркские языки – для меня очень сложно. У них совершенно иные правила и произношение, которые могут путать даже опытных лингвистов. Когда я слышу, как казахи различают звуки, которые мне кажутся одинаковыми, я просто потерян. Я не хочу, чтобы мое неправильное произношение вызывало у вас кровь из ушей, поэтому я просто не буду учить язык. Хотя, конечно, базовые фразы для общения на уровне быта я знаю, но это только из вежливости. Все эти моменты со звуками и произношением слишком сложны для меня. Зачем мне использовать литературный казахский язык в разговоре с таксистом, если мне уже известны вежливые фразы? Я не хочу производить впечатление, будто хочу с ним поспорить или что-то доказать. Но, в общем, казахский язык – это не мое.
Повторюсь, я не слышал ни единого плохого слова от казахов.
В Казахстане гостеприимные люди, и гости, как мне кажется, понимают, что вести себя соответствующе. Лично я это понимаю, и меня все устраивает.
О работе в российских СМИ
Я чуть было не сменил род деятельности. Я старался устроиться по профилю, но было трудно найти подходящую работу, тем более в Казахстане. Первые полгода после начала войны я работал в местном СМИ в своем регионе. Нас повестка не сильно коснулась, и, слава Богу, у меня не было никаких сделок с совестью. Мне не нужно было никого обманывать или пропагандировать. Однако вскоре началось что-то новое: беженцы с Донбасса… Мы должны были публиковать статьи, которые вызовут сочувствие – например, "о мальчике, чьих родителей убили укронацисты, взорвав дом ракетой…" или "о российском волонтере, который вложил два миллиона рублей в армию России..." И начало все больше уходить в эту букву Z. А я не хочу работать под этой буквой Z. Мои взгляды не позволяют.
Главные плюсы и минусы жизни в Казахстане
Здесь я чувствую себя безопасно, это безусловный плюс. Я могу заниматься своей работой, развиваться в своей области, не думая о сделках с совестью. Все происходит честно и прозрачно, что еще нужно для успеха? Но есть и минусы – я оторван от своего дома, скучаю по друзьям. К сожалению, не все поддержали мое решение уехать, а кто-то даже насмехался. Вот такое отношение – как будто маникюрный салон, где все ссорятся из-за мелочей. Они не понимают, что у меня были свои причины, а некоторые даже радуются моему отъезду. Но это не так важно, главное – сохранить связь с родными и близкими, в том числе и с друзьями.
Принять казахстанское гражданство?
Скажем так, я не рассматриваю вариант остаться в Казахстане насовсем, но и не исключаю его. Как я уже упоминал ранее, казахстанский менталитет мне очень близок. Я не тот человек, который стремится быть отличником во всем. Но если мечтать, то я бы хотел жить в теплых странах, может быть, в Европе, Германии или Италии. Это, конечно, не в ближайших планах, но, возможно, в будущем.