"Не турецкий бандит": Почему в избиении водителя "Скорой помощи" в Алматы виновато наше общество

Одна часть крайне резка в своих высказываниях и требует ужесточения режима пребывания граждан Турции в Казахстане, другая вполне резонно высказывает мнение о том, что хамство и жестокость не имеют национальности и гражданства.

Увы, турецкие дипломаты весьма скромно высказались относительно данного инцидента. Они выразили лишь свои сожаления о случившемся и пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим. А потому нам остается лишь домысливать и строить собственные предположения.

Очень хотелось бы, чтобы казахстанское общество продемонстрировало здравый смысл и сдержанность, тем более что для этого есть ряд веских оснований, на которые хотелось бы обратить внимание.

Возможно, приведенные ниже аргументы остудят пыл резко настроенных сограждан и заставят их посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Симит и сипор

Во-первых, избивший 61-летнего водителя “скорой помощи” Николая Кучму 28-летний Али Демир, судя по всему, наш соотечественник, получивший турецкое гражданство по праву этнической принадлежности. Этот факт выдает его чистейший, приправленный отборным матом русский язык.

Как известно, турецкий и русский языки относятся к разным языковым группам, и большинство турок, изучающих русский, сталкиваются именно с проблемой произношения. Для них произнесение двух согласных звуков подряд – задача невыполнимая.

Именно поэтому, например, всем известный турецкий симит носит такое название. По-хорошему щедро посыпанный кунжутными семечками бублик должен называться “смитом”, поскольку был назван так в честь шотландского мореплавателя Скотта Смита. По некоторым данным 400 лет назад после кораблекрушения он спасся и доплыл до берегов Османской империи при помощи спасательного круга, сделанного из пробкового дерева. Обосновался в Стамбуле, принял ислам и взял двух жен. Высоко оценившие такой поступок османы испекли ради такого дела круглый бублик и назвали его “смит”, однако именно их неспособность произнести два согласных звука подряд превратила “смита” в “симита”. По этой же причине турки говорят “сипор”, имея в виду “спорт”.

 

Одним словом, Али Демир даже при условии многолетнего проживания в Казахстане не мог так чисто заговорить на русском языке. Это в принципе невозможно.

Кроме того, для гражданина Турции нападение на пожилого человека – вещь неслыханная. Турецкое общество ортодоксально и свято чтит традиции, одна из которых – уважение к старшим. Авторитет старшего поколения в Турции настолько беспрекословен, что не благословленный родителями брак – редкое исключение, а молодой человек, которому приглянулась девушка, приглашая ее на свидание, просит разрешения у родителей и старших братьев своей избранницы.

Это нравственное воспитание, которое впитывается людьми с младых лет, и оно, как правило, становится основой кросс-культурной разницы, наблюдаемой в социальном поведении и мышлении выходцев из различных стран.

Это иное мышление, иные модели социального поведения, которые не так просто изменить. “Что русскому хорошо, то немцу – смерть” – гласит народная мудрость, и с этим не поспоришь. Возьмем, к примеру, традицию целовать руку старшему по возрасту человеку, особенно когда этот человек мужчина. Многим иностранцам сей ритуал кажется довольно странным, а для турок вполне нормальное проявление уважения.

Что в зеркале?

Хотелось бы отметить и тот факт, что уровень законопослушности турецких и казахстанских граждан не сопоставимы. Если для нас безнаказанное игнорирование правил и порядков стало чем-то наподобие спорта высших достижений, то в турецком обществе это нонсенс. Проведенные еще Ататюрком реформы поспособствовали тому, что уровень терпимости к правонарушениям в турецком обществе практически нулевой, и потому ни одному турку не придет в голову соревноваться в скорости с каретой скорой помощи.

Даже в перегруженном автомобилями Стамбуле, едва заслышав звук сирены, автолюбители освобождают проезд. Это другая культура, а культуру, как известно, нельзя оставить в камере хранения аэропорта и получить обратно, покидая страну временного пребывания.

Таким образом, Али Демир, а вернее, его агрессивное поведение – это результат воспитания, которое он получил в казахстанском обществе. Он, как своеобразное отражение, продемонстрировал нам все наши изъяны и несовершенства. Нравится нам это или нет, мы должны признать этот факт и сделать соответствующие выводы.

Еще одна важная деталь, которая снова стала очевидной для казахстанцев: равнодушие окружающих.

Именно факт безучастного наблюдения за происходящим оказался наиболее обсуждаемым. И это уже не единичные случаи, это происходит массово.

Многие пользователи соцсетей оправдывают такое поведение страхом быть незаконно наказанными за превышение пределов допустимой обороны. Однако имеет ли этот страх обоснованные причины? И много ли в нашей стране подобных фактов? Мне угрожали убийством - фельдшер, на которого напал мужчина с ножом, обратился к психологам

Пожалуй, самым нашумевшим стало дело Александра Кузнецова. Есть и другие, не столь резонансные, например, некоей карагандинки, которая, защищаясь от брата, ударила его ножом, получив за это два года условно. Или дело жительницы Акмолинской области, которая, обороняясь от пьяного сожителя, также ударила его ножом и была приговорена к году колонии, или жительницы Усть-Каменогорска, ударившей ножом в сердце своего молодого человека, который, будучи пьяным, стал ее душить. Ее осудили на два года условно.

Трудно не согласиться с тем, что обстоятельства упомянутых дел послужили весомыми аргументами для смягчения вынесенных приговоров.

Но можно ли, опираясь на несколько фактов привлечения к ответственности за превышение пределов допустимой обороны, оправдать равнодушие? И можно ли вообще его оправдать?

Случившееся должно заставить нас задуматься о том, не пытаемся ли мы замаскировать собственную трусость под более приличную личину? Не стремимся ли снять с себя ответственность за происходящее в нашем обществе? Или мы боимся посмотреть в глаза собственному отражению в кривом зеркале действительности?

АЛМАТЫ