Не тот мальчик

Режиссер: Клинт Иствуд.

В ролях: Анджелина Джоли, Джон Малкович, Джеффри Донован, Колм Феоре, Майкл Келли, Эми Райан, Джейсон Батлер Харнер, Эдди Алдерсон, Гэттлин Грифит.

Клинту Иствуду, легендарному актеру и режиссеру, обладателю четырех “Оскаров”, 31 мая исполнится 78 лет. Однако Иствуд по-прежнему в отменной творческой форме. Объявив об окончании актерской карьеры, он не намерен отказываться от режиссуры. Причем ветеран Голливуда стреляет дуплетами. В 2006 году он выпустил сразу две картины – “Флаги наших отцов” и “Письма с Иводзимы”, и ушедший год также “проводил” двумя работами – “Гран Торино”, где сыграл, по-видимому, последнюю свою роль в кино, и “Подмена”. Обе удостоились высоких оценок зрителей и критиков и считаются вероятными претендентами не на одну “оскаровскую” статуэтку.

…1928 год, Лос-Анджелес. Мать-одиночка Кристин Коллинз (Джоли) работает менеджером на телефонной станции. Учитывая уровень развития связи (“Алло, барышня!”), работа эта энергоемкая и отнимающая много времени. Однажды Кристин соглашается заменить заболевшего сотрудника и выйти в выходной. Оставив сына Уолтера одного, по возвращении женщина находит дом пустым – ребенок пропал. Проходит пять долгих и мучительных для Кристин месяцев, и наконец полиция сообщает: Уолтер найден! Вот только передают обрадованной матери совсем другого мальчика. Согласившись пойти навстречу властям и не устраивать скандал перед прессой, Кристин попадает в ловушку. Полиция в лице капитана Джей-Джея Джонса (Донован) отказывается принимать претензии и даже обвиняет женщину в сумасшествии. Помочь Коллинз может только преподобный Бриглеб (Малкович), давно ведущий “священную войну” против произвола и коррупции в полицейском управлении Лос-Анджелеса.

Лента “Подмена” снята на основе реальной истории, случившейся в Калифорнии, – так называемого “Дела ранчо Виневиль”. На основе архивных материалов Джей Майкл Стражински (автор знаменитых сериалов “Вавилон-5” и “Она написала убийство”) написал сценарий, снимать фильм по которому должен был Рон Ховард. Но он отказался, и за дело взялся Иствуд. На главную роль, отвергнув кандидатуры Хилари Суонк, которую он уже снимал в “Малышке на миллион”, и Риз Уизерспун, Клинт взял Анджелину Джоли – за всеми “Ларами Крофт” и светскими новостями как-то забылось, что она неплохая драматическая актриса, являющаяся, к слову, обладательницей “Оскара” за роль в ленте “Прерванная жизнь”.

В целом Джоли не разочаровала, хотя сам фильм оставил неоднозначное впечатление. Слабоватой и натянутой смотрится первая часть вплоть до встречи Кристин Коллинз и преподобного Бриглеба. Возможно, в реальности все было так или почти так, как показано, но с позиции сегодняшних дней развитие событий выглядит странновато. Матери привозят не ее ребенка, но она не только не устраивает скандал, но даже соглашается, пусть и на время, принять его в свой дом и фотографируется с ним для газет. Понятно, 80 лет назад обыватели не осознавали: правда – это то, что написано в газетах и показано по ТВ. Пусть и "правда" в кавычках. Но вкупе с явными сомнениями Кристин: а, может, действительно ее Уолтер так изменился за какие-то пять месяцев, все это вызывает легкое недоумение.

Зато как только герои Джоли и Малковича вступили в фазу “горячей войны” с полицией, сценарий вернулся в логичное русло, и все пошло много лучше. Та, без преувеличения, страшная драма, начинающаяся с рассказа юного Сэнфорда Кларка детективу Ибарре, снята очень сильно. В том числе и с технической стороны: обалденно стилизованная картинка с изображением, близким к сепии, автомобили, пейзажи, детали костюмов, прически и пр.

Другое неоспоримое достоинство фильма – удачно подобранный актерский состав. Даже совершенно неизвестные лица в малюсеньких эпизодиках – выразительные и запоминающиеся. И, что удивительно, в кои-то веки “свита” переиграла “королей”. Джоли очень хороша, Малкович на привычном высоком уровне, но все-таки Джеффри Донован (капитан Джонс) и Джейсон Батлер Харнер (владелец ранчо Виневиль) отыграли на пять с огроменным плюсом! Даже если сделать скидку на традиционное мнение, что отрицательных персонажей играть легче.

В общем, “Подмена” – кино, безусловно, отличное. Но показалось, что само по себе “Дело ранчо Виневиль” много мощнее и страшнее, чем история Кристин Коллинз, вынесенная на первый план. И “второго дна” в фильме нет: классическая американская кинодрама, которую рад, что посмотрел, но пересматривать или нет, даже вопроса не возникает.

P.S. Вчера поздно вечером по астанинскому времени, уже после сдачи номера в печать, в США объявили номинантов на “Оскар”. Если “Подмена” оказалась в числе соискателей премии в категориях “Лучший фильм”, “Лучшая женская роль”, “Лучшая мужская роль второго плана”, “Лучший оригинальный сценарий”, “Лучшая режиссура”, “Лучшая музыка” (ее написал сам Иствуд), “Лучшая работа художника”, “Лучшие костюмы”, то в этом нет ничего удивительного.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,1 из 10.

Оценка автора – 8 из 10.

Интересный факт

В фильме об этом не сказано даже в эпилоге, а между тем шеф полиции Джеймс Дэвис, с позором лишившийся своего поста после разбирательства по делу Уолтера Коллинза, через два года преспокойно вернулся на ту же должность и проработал на ней еще шесть лет. Дэвис умер в 1973 году в возрасте 102 лет.

Дмитрий МОСТОВОЙ