“Караван” выяснил, что подвигло казахстанских парламентариев проголосовать за поднятие пенсионного возраста для женщин.
Глава партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ полагает, что пенсионная система давно нуждается в реформировании, поскольку стоит перед реальной перспективой банкротства и, следовательно, угрозой социального взрыва.
– Как человек, который занимался бизнесом, я выступил за поддержание данного законопроекта, поскольку на старость нужно зарабатывать. С воздуха деньги не посыпятся, – уверен депутат. – Ожидаемый бюджетный дефицит в случае сохранения нынешнего пенсионного возраста женщин составит 19,6 миллиарда долларов. То есть речь идет о том, что наша система может полностью обанкротиться.
Депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ также поддержал идею о повышении пенсионного возраста, но предложил пересмотреть окончательный сценарий реформы:
– Для лиц, занятых на тяжелых работах, нужно сохранить право выхода на пенсию в 50–55 лет. При этом покупку пенсионного аннуитета следует возложить на работодателей.
К слову, представительницы женской половины Парламента одними из первых согласились повысить пенсионный возраст самим себе.
– Это вынужденная мера, – полагает депутат Загипа БАЛИЕВА. – Но сразу хочу отметить, что у правительства возникает большая ответственность за выполнение широкомасштабных программ. Касаемо занятости женщин, особенно среднего возраста. Поддержки женского предпринимательства в сельской местности. Улучшения условий труда в сфере легкой промышленности, где задействованы в основном женщины. При этом нужно создавать рабочие места, чтобы не усугубить безработицу среди молодежи.
Стоит отметить, что в ходе тайного голосования из всего депутатского корпуса лишь двое выступили против пенсионного законопроекта. Один из них – Владислав КОСАРЕВ:
– Моя совесть мне напомнила о том, что в стране масса людей, возмущенных повышением пенсионного возраста для женщин, – заявил аксакал Мажилиса. – Кроме того, мне конкретно не понравилось, что вопрос повышения пенсионного возраста выскочил как бы из-за угла. С людьми не посоветовались, нигде не обсуждали – ни в маслихатах, ни в общественных органах, ни в политических партиях…
Тем временем законопроект прошел лишь первое чтение. После второго его сразу отправят в Сенат. Если и там поддержат инициативу Минтруда и Нацбанка, то последнее слово останется за Президентом страны.
Свое мнение по поводу законопроекта о пенсионном обеспечении “Каравану” высказал сенатор, доктор технических, философских наук Хусаин Хасенович ВАЛИЕВ:
– Понятно, что не от хорошей жизни увеличивается пенсионный возраст. Принимаются превентивные меры, с этой точки зрения все разумно.
Но есть еще эмоциональная, социальная составляющие. Вот мы были в регионах. Надо сказать, что реформа женщинами воспринимается неоднозначно. Есть люди, которые поддерживают. А есть такие, кто против. Это в первую очередь жители села, люди, занятые тяжелым физическим трудом. И я бы, например, стал искать и другие пути пополнения пенсионного фонда.
Например: есть категория самозанятых – они выпадают из системы пенсионного накопления. Считаю, что понятие “самозанятые” вообще следовало бы исключить как таковое. Это люди, которые выращивают скот, продают, имеют прибыль. По большому счету – это индивидуальные предприниматели, и надо сделать упрощенный механизм их регистрации, чтобы со своей прибыли они платили в пенсионный фонд.
А то ситуация такая: у человека наступает пенсионный возраст, и государство должно ему платить хотя бы минимальную пенсию, сегодня это где-то 27 тысяч тенге. Но, извините, он же ни копейки налогов, ни в фонд не платил. Откуда эти деньги брать? То есть каждый гражданин должен вносить свою лепту в формирование пенсионного фонда. Или тогда уж, извините, ни на что не рассчитывать.
А, может, надо было пойти и по такому пути: лично я не возражал бы, если бы мне пару лет “подкинули”, зато женщинам уменьшили. Эти два года наших будут примерно равняться трем “женским”. То есть мужчинам пенсионный возраст определить в 65 лет, женщинам – в 60. Но это точка зрения моя – как мужчины, как гражданина. А не как законодателя.
Астана