Петр – личность яркая и очень разносторонняя. Он – постановщик мюзиклов и пьес, оператор, режиссер, продюсер и журналист в одном лице. Великолепно говорит на чешском, русском, английском, португальском языках. Для чешского государственного телевидения, программы Queer, что переводится как “странный”, “другой”, он снимает фильмы о жизни сексуальных меньшинств в разных странах мира. В Алматы гость из Чехии находился десять дней и собрал богатый материал о жизни местных геев. Есть уже и название картины – Qazachstan.
Всё совсем не так
– Петр, почему для своего фильма вы выбрали именно Казахстан?
– Так получилось… Мой друг выиграл билеты в Казахстан, я решил поехать вместе с ним. Я почитал в Интернете о ваших гей-клубах, связался с парнями отсюда и расспрашивал у них про их жизнь, но получил мало информации. И это еще больше заинтриговало! Знаете, ведь в Европе все думают, что Казахстан – это только степи, верблюды. Словом, всё, как в фильме про “казахстанского журналиста” Бората. В моем фильме я хочу показать, что всё совсем не так!
– Ваши ожидания оправдались?
– Я очень доволен полученной информацией. На самом деле геи в вашем городе очень ориентированы на Запад. Это заметно по их поведению, обстановке в клубах.
– Откройте секрет: что же в вашем фильме увидит чешский зритель?
– Алматинские клубы, интервью с геями и представителями организаций, которые им помогают. Также в фильме будут алматинские транссексуалы, парни-проституты.
– Что вы узнали об истории казахстанских геев?
– У меня записано интервью, в котором герои рассказывают, что геев в Казахстане якобы никогда раньше не было, что во время СССР русские интеллектуалы принесли в Казахстан гомосексуальность. Но любой человек, который разбирается в этой теме, никогда в это не поверит. Потому что ребенок уже рождается с таким “брендом”, он с детского возраста чувствует, что не такой, как другие мальчики. Это проституты могут резко сменить ориентацию и спать с мужчинами, чтобы зарабатывать деньги. Во всех культурах в разные времена присутствовал гомосексуализм.
Следующей будет Грузия…
– На ваш взгляд, чем отличается жизнь алматинских геев от их собратьев из других стран?
– В Западной Европе у сексуальных меньшинств много прав, у них своя культура, свои тусовки, есть понимание в обществе. На Востоке я заметил, что геи ведут себя очень сдержанно. Например, в Стамбуле много гомосексуалистов, но мусульманская религия не позволяет об этом открыто говорить. Да и алматинские геи чувствуют себя недостаточно свободно, общество их не понимает.
Вообще, пока геи не покажут себя людям открыто, те будут придумывать об их жизни все что угодно. Например, во время съемок фильма в Сербии я услышал мнение натуралов, что геи – это педофилы, их тянет к детям. Хотя, если посмотреть мировую статистику, 95 процентов педофилов – натуралы.
– Как у вас в стране относятся к сексуальным меньшинствам?
– Хорошо. В Чехии существуют однополые браки, много клубов. Мы с удивлением выяснили: основные зрители нашей программы – люди с гетеросексуальной ориентацией. Наш мир им очень интересен! Говорят, чехи – толерантный народ. Я думаю, больше безразличный. У многих позиция такова: каждый может жить так, как хочет, а я буду сидеть в стороне, пить пиво. Поначалу, когда мы снимали в передаче откровенные вещи, руководство канала было шокировано. Но нам ни разу не сказали: стоп, это не пойдет! За четыре года начальство так привыкло, что им все нравится.
– Поделитесь творческими и жизненными планами на будущее.
– Осенью поеду снимать в Ливан, а весной – в Грузию, там тоже есть материал для фильма. А что касается жизненных планов, то я мечтаю жить в Африке, в португальской колонии. Я влюбился в Португалию и Африку еще 15 лет назад. Европа начинает казаться мне скучной. Очень много правил! В такой системе я чувствую себя несвободно.
Елена КОЭМЕЦ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)