Не так страшен СОР, как родителям казалось

Однако, когда родители учеников шахтерской столицы решили высказать претензии работникам образования “лицом к лицу”, скандал перешел в мирный диалог, итогом которого стало понимание: не так уж, оказывается, и страшны реформы в образовании.

Отмена оценок = переход на хозрасчет?

На “круглый стол” по теме: “Проблемы педагогов и современного образования”, организованный по инициативе местного филиала Коммунистической народной партии Казахстана, родители детей, начавших с этого года обучаться по программе обновленного образования, пришли в боевом настрое.

Одна из мам даже зачитала набравший рекордное число лайков в “Фейсбуке” пост: “Когда запретили продавать лекарства без рецептов, я сразу сказала: ждем перехода на платную медицину. Сегодня я поняла, к чему вводится новая система образования, где учебник и учитель – всего лишь навигаторы. Сделал или не сделал домашнюю работу – твои проблемы. Оценки за нее не ставят. Главное сдать СО – суммативное оценивание. Итак, что мы имеем? При такой безоценочной системе с учебником и учителем-навигатором успеваемость однозначно упадет. Но СО нужно сдать, иначе ученик не будет аттестован. Зачем такая многоходовочка? Школы переходят на хозрасчет. То есть теперь школы должны сами себя окупать. Если поликлиники продают полисы, то школа на хозрасчете будет продавать репетиторство, ведь с таким школьным обучением без него никак. Плюс ко всему за внедрение данной системы образования министерство образования получит деньги”.

– Насколько все описанное имеет место быть? – закидали вопросами работников отдела образования, директоров школ и педагогов возмущенные родители. – Вы ведь наверняка знаете, что данная тема сегодня активно обсуждается в соцсетях, вызывая ажиотаж. Объясните, что такое это “суммативное оценивание”? Каковы его плюсы и минусы для ученика и преподавателя? И про хозрасчет – это правда или домыслы? Чем помогут детям и их родителям школьные психологи

Первой взяла огонь на себя заместитель директора лицея № 2 по учебной работе Елена СОН:

– Плюс суммативного оценивания заключается в том, что ученик, родитель и учитель заранее знают все критерии, по которым будет вестись оценивание. Высчитывать же итоговый балл будет не учитель, а электронный журнал – на основе занесенных в него баллов, набранных ребенком. Родители получают формативный отзыв, который определяет зону ближайшего развития конкретного ученика. То есть ученик сделал работу, учитель ее проверил, выявил какие-то западающие моменты. Допустим, у него слабая арифметика, он плохо складывает, невнимателен. Педагог предоставляет рубрику для родителя.

– Это что, концентрация на самообучении? зашумели родители.

– Почему? В период изучения раздела ведется определенная работа для того, чтобы ученик написал суммативную работу по ее итогам. После этого будет получен определенный результат, с которым познакомят и ученика, и родителей. Здесь большой плюс в том, что родители вовлечены в этот процесс. Другое дело, если не все они готовы войти с нами в это профессиональное общение и разделить ответственность.

Домашнее задание – только для детей!

– У меня сын пошел в первый класс, – конкретизировала общее настроение родителей карагандинка Виктория КИМ. – Я работаю с 9 утра до 8 вечера. Ребенок приходит из школы с домашним заданием, но я не могу проверить его на знания, так как оценок нет. Но мне хочется знать минусы и плюсы своего ребенка. Освоил он или не освоил тему. Понять, где ему подсказать, а где он не нуждается в помощи. Как мне быть? Как проверить своего ребенка?

Родительнице на примере своей практической работы попыталась дать ответы заместитель директора гимназии № 1 филолог Татьяна ШНЕЛЬ:

– Суммативное оценивание за раздел (СОР) – это оценка навыков ребенка, которые он приобрел в процессе его изучения, – терпеливо объяснила она. – Я разрабатываю дискрипторы, то есть определяю навыки, которые должны выработаться у ребенка в процессе изучения данного раздела. Например, применение цитирования, определение основной идеи и темы текста. В процессе изучения раздела я этому обучаю своих учеников. Для чего я даю задание на дом? Чтобы дома ребенок закрепил навык, который я с ним развивала на уроке, а затем принес мне выполненное задание, и я увидела, освоил он это или нет.

Елена Сон и Татьяна Шнель

– Почему бы в таком случае не поставить оценку за домашнее задание? – заволновались родители.

– Проблема в том, что многие родители выполняют домашнее задание за свое чадо, – парировала педагог. – Представьте мое состояние, когда я работаю с ребенком, а он приносит мне домашнее задание, в котором просматривается взгляд в лучшем случае 40-летней женщины на данную проблему, в худшем – 70-летней.

Как я могу оценить деятельность, которую я на уроке не давала? Получается, и саму идею ребенок не уловил, потому что ему дома помешали.

Ведь в чем прерогатива непосредственно обновленного образования? В осуществлении обратной связи – ребенка и учителя. Я увидела, что ученик не определил идею произведения, поэтому возвращаюсь с ним к теме снова и работаю индивидуально. И когда начинаю идти к суммативному оцениванию, понимаю, что такие-то навыки с ним отработала.

– А почему мы говорим о суммативном оценивании за раздел?

– Суммирование оценок не должно для родителей иметь такого большого значения. Для родителей мы даем обратную связь в качестве рубрикаторов, где пишем, на каком уровне навыки ученика и над чем ребенку надо поработать. Обратная связь в начальной школе обязательно дается через тетради. Вот проверил учитель работу и пишет: “Молодец, справился!” или “Тебе необходимо повторить такое-то правило”, “Обрати внимание на такие-то ошибки”. То есть сейчас не будет: “Ставлю “два”, иди и исправляй! Нанимай репетитора!”.

Наоборот, значение репетитора как раз сводится к нулю. Репетитор, который не прошел обновленное образование, не сможет помочь ребенку. Он только нанесет вред.

Ведь что такое репетитор? Если он выполняет за ребенка домашнее задание и говорит о том, что ваш учитель в школе ничего не делает, я бы вообще поставила под сомнение эту деятельность. Во-первых, репетитор должен вести за собой, как тренер, научить ребенка мыслить и работать самостоятельно. А если он просто выполняет домашнее задание за ученика, таких репетиторов нужно гнать.

Мыслить, а не заучивать…

По словам педагогов, обновленное образование обнажило главную проблему: старые методы образования вбивали знания в головы детей, но не приучали мыслить нестандартно и применять знания на практике.

– Вот недавно у меня пятиклашки написали работу, – подкрепила это утверждение примером из практики Татьяна Шнель. – Двое отличников написали ее на два балла из шести, а дети, которые считались троечниками, написали на четыре. “Суммативка” очень простая, с ней справится любой ребенок. Давался текст, нужно было определить его тему, выписать ключевые слова и по ним воспроизвести близко к оригиналу.

У троечника способность “выживания” больше, он быстро ухватил, понял, какие именно слова ему помогут восполнить текст, выписал их, а потом по этим словам воспроизвел. А ребенок, который привык заучивать дома, судорожно пытался заучить текст. Слова выписал первые попавшиеся, потому и воспроизвел только начало первого абзаца.

Пришла возмущенная мама: “Как это так, она у меня всю жизнь была отличницей!”. Да, но на пьедестал теперь ставится умение ребенка свои теоретические навыки применить на практике. Это называется “функциональная грамотность”.

Педагоги объяснили: поменялись не учебники и не программа, а содержание образования в целом.

– Если в прошлом году в 5-м классе, проходя “Бородино”, я потратила целый час, чтобы объяснить детям, что такое “редут”, “лафет”, “кафтан” и т. д., в этом году дети уже пришли с этими знаниями. Они знают, что война ХVIII века – это не война с фашистами, как отвечали в прошлом году. Сейчас на уроках истории они изучают то, что помогает им в освоении программы русской литературы. То есть теперь идет межпредметная связь, интеграция – как вертикальная, так и горизонтальная. И в этом также преимущество обновленного образования.

По поводу ажиотажа вокруг лингвистических сказок Петрушевской педагоги только руками всплеснули: “Да эти сказки мы 10 лет изучали в казахстанской школе в качестве разминки, и все было тихо! А детям так они вообще очень нравились”. Авторы казахстанских учебников по русскому языку выступили в свою защиту

– Поймите, эти сказки формируют логику, языковое чутье, – пояснили филологи. – И откуда взялся ажиотаж, непонятно.

– Любое новшество подвергается сомнениям, – подытожила Елена Сон. – Но нужно попытаться понять, зачем ввели обновленное образование. Критиковать можно всё, но надо с доверием относиться к школе и к учителям, которые там работают. Мы ведь не враги, мы союзники и делаем одно дело с вами, родителями. Воспитываем грамотных, умных граждан Казахстана.

Вопреки ожиданиям учителям удалось убедить родителей, присутствующих на мероприятии, в необходимости нынешних реформ. Остальных убедит время и результат, считают они.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН