Не скучай

Продолжаем рассказ о библиотеках в Казнете, прерванный моим двухнедельным путешествием по Европе. С этого путешествия я и начну… Дело в том, что в Испании мне довелось побывать в величественном архитектурном комплексе монастыря Сан Лоренсо дель Эскориал (www.patrimonionacional.es/escorial/escorial.htm), библиотека которого уступает только ватиканской (www.vatican.va) и хранит крупнейшее в мире собрание древних арабских манускриптов и средневековых трудов по естественной истории и картографии. Cледуя за гидом, я поразился двум обстоятельствам: во­первых, тому, что древние книги хранятся в открытом виде (как было сказано, сухой и чистый горный воздух Эскориала является лучшей средой для хранения книг), а во­вторых, что стоят фолианты на полках корешками внутрь – для лучшей сохранности украшений их переплетов.

Понятно, что ни одна из казахстанских библиотек не может похвастаться столь многовековой историей. Например, одна из старейших – Восточно­Казахстанская областная библиотека имени А. С. Пушкина – два года назад отметила “лишь” свое 110­летие! Впрочем, усть­каменогорские библиотекари успешно трудятся не только в реале. Достаточно зайти на сайт Пушкинки (www.pushkinlibrary.kz), чтобы убедиться в том, насколько широки интересы хозяев сайта! Здесь и замечательный проект “Восточный Казахстан on­line”, еще в 2001 году становившийся третьим призером конкурса “Лучший сайт KITEL 2001” (lyakhov.kz/iguide/ig40.shtml) в номинации “Образование и культура”, и Сводный краеведческий каталог, и Открытый центр правовой информации, и Клуб любителей фантастики, и много других интереснейших сетевых проектов…

Другой пример приятного свойства – веб­ресурс Государственной республиканской детской библиотеки имени Сапаргали Бегалина (www.spring.kz). Название сайта – “Родник” – связано, как я понимаю, с известной всем фразой Алексея Максимовича Горького: “Любите книгу – источник знаний” (в данном случае, слова “родник” и “источник” – синонимы). Когда РДБ впервые распахнула свои двери перед маленькими книгочеями (более 50 лет назад!), Интернета еще и в помине не было! Теперь он есть, как есть и сама библиотека в Интернете. В 2004 году “Родник” стал дважды победителем конкурса сайтов Национальной интернет­премии AWARD.kz (www.award.kz) – в тематической номинации “Сайты для детей и юношества” и в поощрительной номинации “Лучший сайт на государственном языке”.

Сетевой ресурс Бегалинки постоянно развивается. Так, обновляемый ежемесячно электронный каталог (catalog.spring.kz), содержащий описание книжного фонда, а также статей из газет и журналов, имеющихся в библиотеке, позволяет быстро найти любую публикацию. Несомненно заинтересует маленьких читателей сайт по истории родной страны (tarih.spring.kz). А 1 июня открылась “Большая книга сказок” – проект, позволяющий каждому ребенку стать одновременно и автором, и читателем множества сказочных историй.

Отозвавшись добрым словом о тех, кто дарит нам всем волшебный мир книг, логично упомянуть Библиотечную ассоциацию Республики Казахстан (www.bark.kz), объединяющую на добровольных началах библиотеки, учреждения и людей, профессионально связанных с библиотечным делом. Весомый статус БА РК подтверждается ее членством в Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (www.ifla.org) и в Библиотечной ассамблее Евразии (www.bae­partner.org).

Что касается проекта “Библиотекари Казахстана” (kazlib.nabrk.kz), то он, как я понимаю, пока находится в самом начале своего развития. Хотя задуман он весьма и весьма интересно, да и выглядит сайт свежо и современно!Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)

На все дудки мастер!

Творчество отечественных музыкантов, работающих в формате world music, становится все более востребованным. Уникальный казахстанский композитор и исполнитель Едиль Хусаинов выпускает свой первый сольный альбом “Земля ирбиса”.

Несмотря на активно обсуждаемый финансовый кризис, факты говорят о том, что наметился определенный подъем в отечественной немассовой музыкальной культуре. Пока рано говорить в целом о расцвете всей некоммерческой (читай – непопсовой) музыки, те же рок и джаз у нас обитают слишком локально (разве что астанинская “Аномалия” все не сдается в попытке покорить Москву), но последние достижения довольно жизнеутверждающи. Причем так случилось, что все наиболее серьезные игроки на этом поле боя подгадали выпуск пластинок на ближайшее время.

Сразу три разножанровых диска издал композитор Куат Шильдебаев. Вот­вот выйдет давно ожидаемый релиз этно­фьюжн­проекта “Magic Of Nomads”, который наши музыканты в марте записали в Англии на студии Abbey Road. А героем сегодняшнего обзора стал Едиль Хусаинов – зрелый композитор, музыкант, владеющий игрой на редких этнических инструментах.

“Земля ирбиса” – первый сольник Едиля. До выхода этого диска способностями Хусаинова извлекать звуки из древних инструментов пользовались самые разные артисты. В последние годы он всегда находился в первых рядах продвижения казахской музыкальной культуры. Музыкант много путешествовал и восстанавливал то наследие, о котором многие соотечественники даже и не знали. Чтобы вернуть утраченное, Едиль обращался к собратьям по тюркской культуре – алтайцам, тувинцам, хакасам, у которых интересующие его инструменты и приемы исполнения получили большее развитие. Он стал самым известным казахстанским мультиинструменталистом, владеющим горловым пением и играющим на шан­кобызе, сыбызгы, саз­сырнае, жетыгене и других инструментах.

Альбом Едиля Хусаинова “Земля ирбиса” состоит из двух пластинок – “Folk” и “Art­Rock”. “Folk” открывают несколько композиций Едиля, исполненных им сольно на шан­кобызе, металлическом язычковом инструменте, зажимаемом ртом во время игры. Создаваемая с его помощью ритмичная музыка в сочетании с горловым пением и придыханиями – благодатная почва для ремиксов. И куда только смотрят наши электронные музыканты?

Один из самых интересных номеров диска – это народная песня “Угай­ай, угай”, где в сопровождении жетыгена (инструмент, напоминающий русские гусли) вместе с традиционным женским вокалом по­своему поет и Едиль. Удачным финалом можно назвать последнюю вещь диска – “Семь истоков”, по развернутости больше напоминающий эпическую сюиту.

Правда, все воодушевление, полученное к концу первой фолк­пластинки, сменяется недоумением по поводу первого же трека арт­рокового диска.

Неплохая задумка соединить этнические мелодии и тембры с плотным рок­аккомпанементом ударных, баса и гитары спотыкается о неряшливый подход к их исполнению. Большой вопрос к работе звукоинженера, который просто отдохнул на этом заглавном треке, а также на нескольких других.

По заложенным идеям (но отнюдь не по их воплощению) интересны масштабная композиция “Радость вселенной” под номером четыре и седьмой трек “Тенгри”.

В записи роковой пластинки Едилю помогали признанные казахстанские джазовые мастера: Виктор Хоменков – на клавишных, Ермек Дияров – на гитаре и барабанах, Валерий Насибуллин – на басу. Вокально музыканта поддержали прима алматинской оперы Жамиля Баспакова, молодая певица Сара Найман и детский хор “Байтерек”. В последнем треке “Туран – Иран” активно поучаствовал авторитетный таджикский музыкант Далер Назаров (дядя нашего Парвиза).Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Верхом на звезде!

Игра: Audiosurf. Жанр: музыкальная гонка­пазл. Платформа: PC. Разработчик: Invisible Handlebar. Издатель: Valve Steam.

Системные требования: CPU 1.6 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, 3D­ускоритель, совместимый с DirectX 9.0 с 128 Мб, 600 Мб на винчестере.

Оценка автора – 9 из 10.

Независимые разработчики ныне в большом почете. Им удается буквально, что называется, “на коленке”, творить потрясающие игры. Вот и немецкий создатель Дилан Фиттерер и студия Invisible Handlebar сотворили шедевр с привлечением минимума средств и идей, буквально витавших в воздухе.

Что же такое Audiosurf? Если кратко, то это сумасшедшая смесь скринсейвера, тетриса, гонок и визуального плагина к winamp. В основе игры лежит неувядающе успешная концепция Тетриса и Lines, а многие, наверное, вспомнят про Klax и F­Zero. Маленький звездолет движется по трехполосной трассе и собирает в импровизированный “стакан” разноцветные кубики, так, чтобы выстроить из них массивы одного цвета. Переполнение “столбцов” наказывается штрафом и временным отлучением, или – если включена функция Ironmode – сходом с дистанции. Простор для перемещений минимален: вправо­влево по нижнему краю экрана. С виду – бесхитростно и даже банально. Но главное тут – не концепция, а… музыка. За основу трассы игра берет абсолютно любой музыкальный трек с вашего компьютера, анализирует его и выдает все повороты, ритм и скорость. Под тяжелый панк­рок в стиле Fallout Boy это будет сумасшедшая трасса с крутыми поворотами, бешеной скоростью и яркими цветными брызгами, а под спокойную, тихую фортепианную композицию полет по трассе будет размеренным и без резких зигзагов. Ездить можно под то, что нравится!

Любая трасса – это настоящая пространственная головоломка: дорога висит прямо в воздухе, по бокам, в пространстве, переливаются всеми цветами радуги какие­то умопомрачительные конструкции, цветовая палитра на протяжении заезда меняется в такт ритму. Буйство красок и эмоций здорово разнообразит режимы, они же – персонажи со специальными способностями. Например, Pointman умеет подбирать блоки в специальный стек и держать их до подходящего случая, Shuffle может перетряхивать скопившуюся кучу, а у Mono вообще одна задача – избегать серых кубиков и ловить все остальные. Для любителей жестких условий, на высоких уровнях сложности, убраны боковые дорожки, где можно передохнуть. Оценить уровень своей подготовки можно “не отходя от кассы” – после каждой песни игра сверяется с обновляемой онлайновой таблицей рекордов. Последняя – главный аргумент для накатывания бесконечного количества часов. Invisible Handlebar очень удачно эксплуатируют человеческое желание всюду быть первым.

Audiosurf – это бесконечный полигон для испытаний. Любая композиция превращается в трассу, пусть подчас и неладно скроенную, зато неповторимую! Да и вообще, часто ли появляются игры, позволяющие буквально прочувствовать, увидеть и поездить по музыке?Bizon ДМИТРИЕВ