В формате крупных музыкальных жанров цыгане часто фигурировали в сочинениях венгра Имре Кальмана и австрийца Иоганна Штрауса. Теперь полновесную оперу, рассказывающую о быте кочевого народа, создал наш современник композитор Горан Брегович.
После бесчисленных концертных выступлений французское подразделение Universal Music решило выпустить в свет это творение под названием “Goran Bregovic’s Karmen: With A Happy End” – “Кармен Горана Бреговича: со счастливым концом”…
“In the Death Car” – эпохальная песня из фильма “Аризонская мечта” Эмира Кустурицы – стала визитной карточкой Горана Бреговича в 1993 году. Исполнить эту вещь вместе с женским хором согласился крестный отец панка Игги Поп, прохрипев в этом треке под фирменный “оцыганенный” саунд Бреговича. С тех пор он стал востребован как кинокомпозитор не только его старым товарищем Кустурицей. Горану также принадлежат саундтреки ко множеству фильмов, среди которых “Королева Марго” Патриса Шеро, “Турецкий гамбит” Джаника Файзиева и “27 украденных поцелуев” Наны Джорджадзе. Даже в пресловутом “Борате” звучат его некоторые старые сочинения.
Но прежде чем его кинематографическими заслугами восхитился весь мир, Горан стал настоящим рок-идолом у себя на родине. Группа Bijelo Dugme (“Белая пуговица”), в которой он играл на гитаре, пользовалась бешеной популярностью с середины 70-х до середины 80-х годов и стала одним из краеугольных камней югославской рок-сцены. Народной славе предшествовала жизнь гастарбайтеров в итальянском Неаполе, где молодые музыканты выступали по клубам. Еще раньше молодое дарование выгнали из автомобильной школы, где он разбил чужой “Мерседес”. А еще за несколько лет до этого его, ученика второго класса музыкальной школы по классу скрипки, попросили оттуда по причине отсутствия таланта.
Сейчас Брегович живет между Белградом и Парижем и выступает по всему миру со своим “Свадебно-похоронным оркестром”. Это многочисленный коллектив, состоящий из духовиков, струнников и вокалистов. С ним же Брега (партийная кличка музыканта) повсюду презентует свою первую оперу “Кармен со счастливым концом”.
Осознав, что классический вариант этого творения Жоржа Бизе с печальным финалом, где дон Хозе убивает свою возлюбленную, – это не его метод, Горан сочинил собственную историю, где все пляшут, поют и в конце женятся. “Кармен со счастливым концом” – это пятнадцать треков настоящего балканского хенд-мейда. Всю дорогу звучат только живые инструменты, залихватские трубы, возбуждающие ударные, ну и то, чем цыгане всегда славились, – их голоса.
Временами некоторые композиции цыганской оперы Бреговича по умиляющей наивности и расколбасу могут посоревноваться с лучшими творениями Верки Сердючки и Сергея Шнурова. Так, абсолютный хит альбома “Gas Gas” являет собой плясовую высшей пробы с припевом, построенным на незамысловатой присказке “Ритм, ритм, секси-ритм” в лучших традициях вышеупомянутых авторов. Кроме сильного танцевального уклона в опере также наличествует и лирика, яркими примерами которой становятся композиции “Savatone”, мелодичная и душевная донельзя, и “Focu di Raggia”, эксплуатирующая музыкальные обычаи Латинской Америки.
По ходу своей оперы Брегович регулярно обращается к самому известному номеру оригинальной Кармен, хабанере “У любви, как у пташки крылья”. Апофеозом его вольного обращения с классикой становится заключительный трек “Lamour”, содержание и пафос которого понятны без перевода.Артем КРЫЛОВ
ИгротекаВо имя императора!
Игра: Warhammer 40,000: Dawn of War – Soulstorm. Жанр: стратегия в реальном времени. Платформа: PC. Разработчик: Relic Entertainment. Издатель: THQ.
Системные требования: CPU 1.5 Ггц, 512 Гб оперативной памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти, 4 Гб на винчестере.
Начав со своей знаменитой космической стратегии Homeworld, бравые канадцы из Relic Entertainment не ударили в грязь лицом, взяли у Games Workshop лицензию на Warhammer и сделали одну из лучших RTS всех времен и народов. И в том, что компания вновь сделает отличное дополнение к всемирно любимой игре на основе футуристической вселенной Боевого Молота, сомневаться не приходилось.
Но для начала расскажем немного о будущем, которое ждет землян в сороковом тысячелетии. Человечество давно заселило половину исследованной вселенной и объединено Богом-Императором Терры, сидящим на своем Золотом Троне уже не первую тысячу лет. Только Император и его Звездный Маяк спасают человеческую расу от уничтожения. С помощью множества человеческих жертв поддерживается стабильность Империума. Ведь даже элитные генетически модифицированные воины Космопехоты и многомиллиардные добровольцы Императорской Стражи не сдерживают натиска бесчисленных врагов человечества. Кровожадные орки сметают все на своем пути. Космопехота Хаоса, присягнувшая в верности темным жутким богам Варпа, стремится отомстить за позор и поражение своего предводителя Хоруса. Мертвые, железные Некроны, старые, как сама вселенная, мечтают уничтожить любые формы жизни в галактике. Именно таким увидят мир игроки, отдавая своим подразделениям привычные команды мышкой.
В новом дополнении нас удивят неожиданным сюжетным поворотом: наконец-то земляне научились пользоваться “Паутиной” – так называемой сетью порталов, оставленных по всей вселенной некой вымершей древней расой. При помощи “Паутины” мы сможем вести сражения во славу своих протагонистов аж на четырех планетах и трех их спутниках.
Новинка в игре – Sisters of Battle – женская гвардия Империума. Она не принимает участия в полномасштабных конфликтах и служит чаще всего на отдаленных церковных мирах, защищая их от нашествий извне. Еще одна новая фракция – Темные Эльдары. Это помешанные на запретных наслаждениях пожиратели душ. В качестве оружия Темные предпочитают отравленные клинки или кислоту. В мире Вархаммера Темные Эльдары играют роль налетчиков, пиратов и работорговцев. Их идеальная тактика – наброситься, нанести максимальный ущерб, украсть все ценное и смыться. Нововведения коснулись и старых рас. Всем выдали по одному новому юниту, и наконец-то в игре появилась авиация.
резюме
Ребята из Relic Entertainment знают свое дело и исправно снабжают нас качественными дополнениями. А что еще нужно изголодавшейся душе фаната? Убей мутанта! Во имя Императора!Bizon ДМИТРИЕВ
Музыка в КазнетеЕсли звезды зажигают...
Тыщу раз был прав великий поэт-лирик, наступивший на горло собственной песне (mayakovskiy.ouc.ru): “Значит, это действительно кому-нибудь нужно!”. Значит, кто-то хочет, чтобы зажигались звезды. Такова уж природа сегодняшнего шоу-бизнеса: продать зрелище – будь оно музыкальное, театральное, цирковое, спортивное или даже политическое!
Желание отыскать новые таланты в свое время сподвигло Мурата Иргалиева и Александр Пономарева придумать международный песенный фестиваль “Азия дауысы” (“Голос Азии”) и его “младшего брата” – “Жас канат”, через сито которых за полтора десятка лет просеялось немало талантливых имен. И хотя эти замечательные музыкальные тусовки на высокогорном катке “Медеу” (www.medey.kz) остались в прошлом, проводится еще международный конкурс казахской песни “Астана-Тлеп” (astanafest.astanainfo.kz), появляются и другие конкурсы…
Поэтическая фраза “Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!” стала со временем такой заезженной, что авторство ее уже не определишь. Люди среднего и старшего возраста могут вспомнить такие телепередачи, как “Алло, мы ищем таланты!”, “Споемте, друзья!”, “Шире круг!”, “Утренняя звезда” (кстати, выведшая на большую сцену нашу Карину Абдуллину из “Мюзиколы”!), которые призваны были находить новые поющие и танцующие имена. В Европе идея создания звезд из ничего впервые была реализована FremantleMedia (www.fremantlemedia.com) и 19 TV в виде телевизионного конкурса Pop Idol, который сейчас существует в Великобритании под названием Idols. В США это American Idol (www.idolonfox.com), в Канаде – Canadian Idol (idol.ctv.ca), в Австралии – Australian Idol (www.australianidol.com.au)...
А 17 июня 2003 года телевизионный мегапроект SuperStar.KZ официально стартовал в эфире “Первого канала – Евразия”. Просуществовав с приключениями в течение четырех лет, на которые распространялась купленная у FremantleMedia лицензия, конкурс тихо почил в бозе, оставшись в Сети лишь сайтом алматинца Дмитрия Стрельченко (www.superstar.kz) да множеством публикаций. В частности, о том, как сложилась судьба лауреатов всех четырех конкурсов, пару месяцев назад в материале “Суперстарые звезды” (www.caravan.kz/article/?pid=107&aid=4549) поведала Жанар Канафина…
С самого начала проект Национальная премия “Музыкальная фишка” (www.muzfishka.kz) именовался “беспрецедентным”, хотя нечто подобное в Казахстане уже было. В 2001–2002 годах телеканал НТК, пробовавший тогда стать музыкально-развлекательным каналом “a1”, организовал премию своего имени и даже провел одну церемонию награждения! Что же касается “МузФишки”, то ее “беспрецедентность” я вижу лишь в размерах гранта, достающегося победителям. Так, если лауреат 2006 года группа “Улытау” (www.ulytau.kz) сорвала джекпот в 300 тысяч американских долларов, то победа Макпал Исабековой год спустя стоила организаторам и спонсорам конкурса 500 тысяч той же “зеленью”!
Кстати, при всей моей симпатии к Макпал победа досталась ей при весьма скандальных обстоятельствах. Дело в том, что награждение должно было состояться сразу после заключительного концерта, который проходил 8 декабря 2007 года во Дворце Республики южной столицы и транслировался в прямом телевизионном эфире одновременно с голосованием фанатов. Однако, сославшись на взлом сервера хакерами (www.caravan.kz/article/?pid=104&aid=4428), организаторы аннулировали результаты голосования. Ну а через неделю, когда состоялся повторный телепоказ выступления конкурсантов и повторное же голосование за них, победа Макпал Исабековой уже не вызывала сомнений: за ее песню пришло 2283 голоса, тогда как занявшее II место трио Do-Ми-No со своим хитом “Капелька яда” отстало на 600 голосов…Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)