На минувшей неделе глава финансового ведомства страны Наталья Коржова ознакомила специально отобранную группу журналистов Астаны с планами правительства запустить новую программу под названием "Народное инвестирование".
В течение двух с лишним часов в атмосфере всеобщего благодушия ведущие специалисты минфина живописали пишущей братии поистине сказочные перспективы участия широких масс населения в развитии фондового рынка страны. Ставка дается, разумеется, не на всех, а лишь на тех, кто имеет для этого лишние (или совсем не лишние!) деньги.
А денег у народа, по мнению минфина, немерено! Итоги легализации это отчасти подтверждают. Впрочем, корректировка результатов на предмет – кому и что из легализованного принадлежит, на самом деле пока не проводилась. А посему нетрудно предположить, что участие в программе примет лишь узкий круг ограниченных лиц с неограниченными доходами.
Рекламируя программу "народного IPO", минфин ратует за повышение "финансовой грамотности населения". Но даже самым неграмотным становится очевидно, что желаемое выдается за действительное: кроме жилья и банковских депозитов, других объектов для инвестирования на казахстанском рынке не наблюдается. Национальные компании, объединенные в госхолдинги, предпочитают продавать свои акции за рубежом или "своим" отечественным структурам. Несколько показательных акций по продаже ценных бумаг всем желающим особой погоды не сделали, и произведенный ими эффект можно будет оценить лишь спустя довольно продолжительное время.
На приватизацию объектов коммунальной собственности объявлен мораторий. Так куда прикажете вкладывать деньги, вынутые из "чулка"?
На сей вопрос журналистам ответили, что существует программа "30 корпоративных лидеров", которая нуждается в оборотном капитале, как мотор в бензине. Именно ради успешной продажи их акций и затевается "народное IPO".
Увы, пишущая братия восприняла это известие с известным скепсисом: всем известно умение акимов областей развернуть широкую пропаганду светлого инновационного будущего. И какой проект действительно принесет прибыль и окажется "прорывным", а какой заведомо обречен на банкротство, одному Всевышнему известно.
Гарантирует ли государство безопасность инвестиций вкладчика в этой ситуации? Оказалось, нет.
– Государство не выступало и не будет выступать гарантом по доходности и тем более сохранности инвестиций в акциях, – откровенно заявила Наталья Коржова.
Иными словами, риск является личным делом инвестора. Он может и здорово выиграть, участвуя в финансировании действительно удачного проекта, а может и сильно проиграть, вложив средства в заведомо неудачный, но хорошо разрекламированный.
Али САЛБИЕВ