С момента прихода к власти талибов из Афганистана в Казахстан прибыло 2 спецрейса министерства обороны РК, 18 августа и 9 сентября 2021 года. На борту первого эвакуационного рейса в Алматы прибыли 42 пассажира, среди них – 25 граждан Казахстана и сотрудников посольства. Этим же бортом были эвакуированы 16 граждан Кыргызстана, России и Литвы, обратившиеся в посольство РК с просьбой о содействии.
Позже прибыл спецрейс из Кабула с 41 пассажиром, среди которых было 35 кандасов (этнические казахи и их потомки, которые постоянно проживали за пределами республики на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан), 4 граждан Казахстана, 1 гражданин Кыргызстана, 1 афганец, постоянно проживающий в Казахстане.
Кандасов поместили на двухнедельный карантин в охраняемую гостиницу. При этом, как сообщала СЭС, результаты ПЦР-тестов у всех прибывших были отрицательными. Организация эвакуационного рейса прошла в координации с движением “Талибан” (запрещено в Казахстане).
Позже кандасы смогут переселиться в одну из 5 областей – Павлодарскую, Костанайскую, Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую, которые принимают этнических казахов по специальным квотам. Получат они и полагающуюся единовременную помощь в размере 200 тысяч тенге и средства на аренду жилья. Акимат Алматы информировал, что вопросы обучения, трудоустройства и помощи в адаптации кандасов из Афганистана пока решаются.
По данным посольства Казахстана в Кабуле, до нынешнего кризиса в Афганистане насчитывалось около 23 семей этнических казахов, которые проживают в провинциях Кундуз, Тахар, Балх, Джаузджан и других. По другим сведениям, их количество может составлять около 200 человек.
Сейчас при посольстве Казахстана в Афганистане работает комиссия по определению этнической принадлежности афганских граждан к казахскому этносу. Она проверяет документы, знание казахского языка, информацию о генеалогическом древе, родственниках, которые ранее переехали в Казахстан.
На XVII Евразийском Медиа Форуме, который проходит в эти дни в Нур-Султане, отдельная сессия посвящена ситуации в ИРА: “Новый поворот: как события в Афганистане могут отразиться на Центральноазиатском регионе?”.
В кулуарах форума мы попытались узнать подробности эвакуации кандасов у бывшего посла по особым поручениям, спецпредставителя по Афганистану (2010), экс-посла Казахстана в ИРА (2011–2018), председателя Казахстанско-афганской ассоциации развития и партнерства “AFG-QAZ” Омиртая БИТИМОВА (на фото).
– С кандасами я лично не встречался, но был в контакте с нашим МИДом. Когда произошла смена режима, в нашу ассоциацию стали обращаться казахстанцы, имеющие родственников в Афганистане, просили помочь их вывезти.
Этнические казахи меньше всего представлены в Кабуле, в основном они живут в провинциях Баглан, Герат, Балх, Шиберган, Кундуз, Джаузджан, то есть далеко от столицы, туда им сложно выехать и оформиться, а по закону человек должен прибыть для получения визы лично. В афганских семьях обычно только старший мужчина в семье может приехать, и то на перекладных, а дома остаются дети, жена.
Еще одна сложность возвращения кандасов – многие не имеют никаких документов: по стране не ездят, за рубеж тем более – паспортов нет.
В лучшем случае есть таскира, документ типа нашего удостоверения личности или свидетельство о рождении, – рассказал собеседник “КАРАВАНА”, добавив, что переписи в Афганистане не было 30 лет. Оценка населения ведется по косвенным признакам и составляет свыше 30 миллионов человек, некоторые говорят о 38 миллионах. Талибы причинят много бед Центральной Азии, включая Казахстан - мрачный прогноз главы Афганского центра
– Другой фактор, усложняющий выезд, – смешанные семьи. Осевшие в стране казахи женились на местных, у них совместные дети, которые не знают казахского языка, шежире. Человек может явиться в посольство и сказать: “Я – казах”, а как это определить? Он должен хотя бы частично знать родословную, должны быть свидетели – родственники, которые дают письменное подтверждение родства. Такая работа нашим посольством ведется. Плюс документирование на месте, ведь без этого вывезти кандасов невозможно.
Омиртай Битимов вспоминает, как в первые годы Независимости Казахстана по спецпрограмме вывозили соотечественников из Афганистана, Пакистана, Монголии, Китая, Ирана:
– Для тех, кто желал вернуться на историческую родину, присылали самолеты. А на местах действовали программы размещения, поначалу помогали с жильем.
В 1993 году возвращали соотечественников, бежавших из Афганистана в Иран и Турцию. Я в посольстве был консулом, и с самой первой партией людей была проблема – у них на руках вообще не было никаких документов. В Турции они находились в статусе беженцев, гражданство получить не успели, а из афганского гражданства не вышли, ведь бежали из страны нелегально. Мы их по так называемым сертификатам на возвращение оформляли, – вспоминает экс-дипломат.
У некоторых казахов было по 2–3 жены, а один аксакал обращался к мидовским работникам с просьбой вывезти на спецбортах (один улетал в Актау, второй – в Кызылорду) обеих благоверных.
– Мужчина слезно просил вывезти 2 жен, боялся, что потеряет семью, ведь в один документ 2 разные женщины не могли поместиться – по казахстанским законам многоженство было тогда запрещено, как и сейчас. В итоге мы оформили отдельное свидетельство о возвращении мужчине, отдельное – первой жене с детьми, отдельное – второй жене с детьми. Удалось отправить семью одним рейсом.
Сейчас, насколько мне известно, таких случаев нет, хотя бывает, что у мужчины-казаха в Афганистане супруга-казашка давно уехала, а вторая жена – таджичка или узбечка, и возникают проблемы с их выездом в Казахстан. Тем более у семей в стране свое хозяйство, бывает какой-никакой бизнес, они привязаны к земле.
Бывает, что после приезда на историческую родину, в Казахстан, люди возвращаются в свои страны, поскольку не смогли адаптироваться, не знают письменности, языка, законодательства.
И я вообще не сторонник, чтобы всех забирать. Если хотим заботиться о кандасах, то должны помогать им на местах, – сказал в конце беседы экс-посол Казахстана в Афганистане.
НУР-СУЛТАН