Не помнящие родства

Фраза из советских времен – “Старикам везде у нас почет” по истечении нескольких десятилетий звучит уже иначе. К сожалению, то поколение, которое на ней воспитано, само уже приблизилось к старости и столкнулось с тем, что вместо почета и уважения встречаться приходится все больше с черствостью и равнодушием. И самое страшное, даже не с бездушием чиновников, а самых родных и близких людей.

Бесстрастная статистика свидетельствует: на иждивении государства, в различных домах престарелых и инвалидов находится около 30 тысяч одиноких стариков.

Сколько пожилых людей, оставшихся без попечения родственников и государства, наедине со своей бедой, есть на самом деле, подсчитать, наверное, невозможно.

В силу различных жизненных обстоятельств им пришлось столкнуться с проблемой выживания и беспомощности, свято веря и надеясь, что близкие люди вспомнят о них и создадут условия для достойной старости. У многих есть свой угол, который по совести и закону должен стать надежным пристанищем до конца дней. Однако алчные родственники порой идут на все, чтобы извлечь для себя сиюминутную выгоду, уговорив стариков продать недвижимость, переехать к ним, а затем, столкнувшись с первыми же трудностями совместного проживания и ухода, избавляются от них различными способами. Еще хуже приходится старикам, отказывающимся продать единственное жилье. Интерес к ним со стороны горе-родственников пропадает тут же. Тактика сводится к банальному и циничному ожиданию смерти стариков, когда можно будет предъявить свои права на наследство. Вот об этом бы и хотелось поговорить отдельно.

В Гражданском кодексе страны есть статья 1045, предусматривающая устранение от наследования недостойных наследников. Не имеют права наследовать ни по завещанию, ни по закону лица, которые умышленно лишили жизни наследодателя или кого-либо из возможных наследников или совершили покушение на их жизнь. Помимо прочего основанием для лишения права на наследство совершеннолетних детей является уклонение от выполнения возложенных на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Однако существует одно “но”. Обстоятельства, служащие основанием для устранения от наследования недостойных наследников, устанавливаются только судом.

Как показывает жизнь, после смерти стариков зачастую уже поздно разбираться в том, по чьей вине они окончили свой земной путь не в кругу родных и близких, а в одиночестве и нищете. Еще труднее таким старикам решиться обратиться при жизни за помощью к государству с просьбой заставить нерадивых детей или внуков осуществлять уход и опеку. Ведь взыскивать с взрослых детей алименты через суд означает признать, что налицо кризис отношений, при котором нивелируется вся система общечеловеческих, а главное, семейных ценностей.

Приходя в мир, ребенок нуждается в любви, защите и заботе своих родителей. Взрослея, он стремится к самостоятельности и независимости. И благо, если это идет на пользу. Но если к периоду своей зрелости человек становится злым и черствым, погрязнув в своей личной нереализованности и забыв все хорошее из своей жизни, он обречен на “беспамятство” по отношению к своим родителям. А ведь таким примером задается алгоритм жизни, при котором следующее поколение отнесется к своим родителям так же. Поэтому никакими законами и запретами на принятие наследства любовь детей и родителей не заменить. Такое деньгами и материальным благополучием не измеряется. Это либо есть, либо нет!

Алматы

Автор: Elina Alkova