НЕ почетное второе место

По данным центра правовой статистики Генпрокуратуры, в 2011 году в МВД было совершено 248 коррупционных преступлений, в Министерстве сельского хозяйства – 155 (в 2010-м было 103). Замыкают “тройку лидеров” акиматы.

Миллионы, выделяемые государством для подъема сельского хозяйства, плутая в бюрократических лабиринтах, зачастую оседают в карманах чиновников. В итоге – невыполненные планы, несбывшиеся надежды, в одиночку борющиеся со своими проблемами фермеры и импортные продукты на наших прилавках.

Возможностей для коррупции – множество. К примеру, чтобы получить фитосанитарный сертификат, фермер должен был пройти пробу зерна в лаборатории областного центра, который порой находится в нескольких сотнях километров. Через три дня нужно было снова туда ехать, уже за заключением, дабы вручить его районному инспектору. И все это время вагоны стоят. Выкручивались разными путями. Чаще всего – коррупционными.

– Отныне срок выдачи на фитосанитарную экспертизу сокращен до одного дня, выдаваться он будет инспектором в районе, – сообщил министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.

Однако министр признал, что работа ведется лишь по факту определенной жалобы, когда “кому-то становится совсем невмоготу”.

Панацею от мздоимства в Минсельхозе видят в наказании руководителей за коррупционные действия своих подчиненных.

– В районе работают всего 10–15 человек. Не знать, чем занимается твой подчиненный, – невозможно. Либо руководитель не владеет ситуацией, не контролирует коллектив, либо сам причастен к этому делу. Одно другого не лучше, – высказался Асылжан Мамытбеков.

С начала года возбуждены уголовные дела на главного специалиста Карасайской районной территориальной инспекции Алматинской области Молдагула и на главного специалиста Зайсанской территориальной инспекции Восточно-Казахстанской области Асылбекова по факту получения взяток при оформлении ветеринарных сертификатов. Руководители районных инспекций были уволены буквально на следующий день.

Гульнара ТУРСУНОВА, Астана