Кто не с нами, тот против нас?
Проект оздоровления студенческой молодежи начался два года назад. Одними из первых в него включились коллективы шести вузов страны: Казахского Государственного Женского Педагогического института, Казахско-Американского Университета, университета "Туран", Академии спорта и туризма, Казахского Национального медицинского университета и Семипалатинская Государственная медицинская Академия. Поначалу никто из руководителей не знал, с чего и как начинать борьбу за здоровье, хотя основные принципы идеи были известны. Их разработали еще в 1992 году в Англии в Центральном Ланкаширском Университете. Там были очень актуальны вопросы снижения таких факторов риска как курение молодых, употребление алкоголя, наркотиков, опасное половое поведение, в целом нездоровый образ жизни. Взяв за основу эти общие проблемы, каждый вуз разработал свою программу оздоровления. Так у проекта Всемирной организации здравоохранения появилась местная сверхзадача: сформировать у молодого человека новое отношение к собственному здоровью!
Сегодня к "здоровеньким вузам" примкнули еще 27 высших учебных заведений. Сеть "здоровых университетов" растет. А растет ли здоровье у студентов?
Тут стреляет, а тут - отдает
К сожалению, посмотреть проблему в динамике сейчас просто невозможно. На сегодня вузы озадачены сбором первичной информации о состоянии здоровья молодых. Кое-какие институты уже провели анкетирование своих студентов. Результаты оказались плачевными. (Зато администрация вузов сообразила, что курение и прочие вредные привычки - ничто по сравнению с угрозой пиелонефрита, которым страдают 94 % студентов. И тут одной пропагандой чудного образа жизни не отделаешься!)
В 2002 году в Казахском национальном медицинском университете лишь 13,5 % опрошенных отмечали у себя отличное здоровье ( студентам предлагалось самим оценить свое состояние, без освидетельствования врачей). 55,3 % учащихся дали хорошую оценку своему самочувствию. Но более четверти первокурсников - 27,1 % оценили свое здоровье как неудовлетворительное, а 4,1 % студентов отмечали большие проблемы со здоровьем и признали его откровенно плохим.
Студенческая поликлиника в городе Алматы, наблюдая за студентками четырех алматинских вузов, предоставила следующие данные по заболеваемости молодежи. У студенток наиболее распространенными являются заболевания сердечно-сосудистой системы - 29,67%, затем заболевания мочеполовой системы - 22, 74%, заболевания желудочно-кишечного тракта - 19, 51%, органов зрения - 7, 68%, заболевания ЛОР органов - 7%, опорно-двигательного аппарат - 6,1%, центральной нервной системы - 3, 16%, эндокринной системы - 1,13%, прочие заболевания составили - 3, 01%.
Исходя из вышеперечисленных результатов, вузы решили двигаться к здоровью студентов самыми разными путями. Слишком много факторов оказались увязанными в проблеме здоровья, поэтому учесть надо было все: и условия обучения в помещениях институтов, и условия проживания в общежитиях, и организация питания студентов, их физическую занятость во время свободного досуга. Плюс конечно надо было много и долго говорить о навыках здорового образа жизни. На поверку оказалось, что совершеннолетние, по сути взрослые люди - студенты, не знают, как правильно дышать, как правильно ходить, как правильно расслабляться или активизировать свои мыслительные ресурсы. Студенты пришли во взрослую жизнь сущими детьми: безответственными и невежественными. Почему? Видимо потому, что у нас нет "здоровых школ, здоровых детских садов, здоровых семей". А вот "здоровые вузы" уже есть…
А у нас в квартире газ, а у вас?
На конференции в Алматы каждый из ректоров вузов постарался подвести итоги уже проделанной работы.
Серик Пралиев (ЖенПИ): " В нашем институте введено дополнительно 40 часов физкультуры. Мы своих студенток кормим три раза в день бесплатно. В вузе обучается более 100 девушек их малообеспеченных семей, они находятся на полном иждивении вуза. Бесплатно живут в общежитии, получают учебники, одежду, питание".
Кайрт Закирьянов(Академия туризма спорта): "По нашей инициативе в вузах появилась новая специальность - валеолог. Мы ввели ее в классификатор высшего образования и стали готовить валеологов. То есть наши студенты не только изучают основы жизнедеятельности человека, но и способны преподать урок здоровой жизни другим. Кроме того, у Академии имеется прекрасная спортивная база: спортивные залы доступны студентам и педагогам".
В университете "Туран" действует общественная организация "Равный - Равному", в которой готовят волонтеров. Молодые люди активно прорабатывают с молодежью все болевые точки их жизни. В Казахско-Американском университете на территории вуза запрещено курить, а зарубежные гости, столь часто навещающие студентов, постоянно ведут пропаганду здорового образа жизни, рассказывая последние европейские новости о приеме на работу (специалист должен не пить, не курить и т.д.).
Представитель Министерства образования и науки РК господин Адилов объявил, что и министерство, в свою очередь, предпринимает решительные шаги навстречу здоровью студентов. В частности когда вузы проходят аттестацию, у них тщательно проверяют готовность социального бока к обучению студентов: речь идет о наличии спортивных площадок, и если таковых у вуза нет ( а таких учебных заведений в Казахстане немало), вуз аттестацию не получает. Более того, этим летом, в преддверии нового учебного года, Министерство приняло постановление о том, что каждый вуз независимо от формы собственности, должен иметь собственную материально-техническую базу.
Что дальше?
Айкан Аканов, директор Национального Центра Проблем Формирования Здорового образа жизни говорит, что проект долгосрочный, потому как воспитать нового человека здесь и сейчас невозможно. Тем более что речь идет о формировании новой молодежной субкультуры. Такие дела быстро не делаются. А студенчеству, ради которого все это и затевается, кажется, что такие дела вообще так не делаются.
Многие из учащихся вузов, которые нарекли себя "здоровыми" даже не знают, о чем идет речь, и причем тут их личное здоровье? Другие уверены, что каждый привнес на студенческую скамью уже сформированные ценности и перевоспитать кого-либо, убедить в чем-либо практически невозможно. Во-первых - поздно. Образ жизни уже есть, перерисовать его заново - задача для волшебника. Во-вторых, убеждать и формировать некому! Среди педагогов нет таких, которые сами могли бы стать авторитетом для студентов и повести их за собой на спортивную площадку или в культпоход. А как известно, принять чью-то идею можно только из рук глубоко убежденного и вдохновленного человека. Таких людей в наших вузах нет. Сами учителя не делают зарядку, не обливаются водой, не умеют расслабляться. Да многие из них достигли определенных высот, являются бесспорно умными, но не вхожими в студенческую среду людьми.
Ко всему прочему, студент относится к социально незащищенным слоям населения. А без защиты со стороны государства, без перспектив и гарантий на завтрашний день, у кого из них будет болеть голова за сегодняшнее состояние дел? Вот она и не болит. А если и болит, то совсем не за здоровье, а за отсутствие жилья, денег, работы, возможности что-либо изменить своими силами.
Похоже на тупик
Однако оставить все как есть нельзя, потому что нельзя. Поэтому участники конференции решили, что надо найти способ внедрения в сознание молодых людей простых истин. Истины действительно простые: каждый должен нести личную ответственность за свое здоровье. Здоровье - не только биологическая категория, но и социальная и экономическая. Болезнь легче предупредить, чем вылечить. Нужно вести активный образ жизни и каждый день несколько часов заниматься спортом. И еще конференция выдвинула задачу для общества в целом: в ближайшее время должен быть сформирован культ здоровья. Правда, образованные люди при этом умолчали, сколько дворовых спортивных площадок и бассейнов должно будет быть построено в каждом районе города, сколько спортивных секций открыто ( наверное столько, сколько было закрыто)!
К сожалению, никто на конференции не задал себе банальный вопрос: почему молодые люди не хотят быть здоровым, почему они так опрометчиво плюют в тот самый колодец, из которого завтра им придется пить? Куда подевалась потребность быть здоровым, почему она не увязана в сознании с благосостоянием человека? Она обесценилась ли вовсе пропала?! Когда здоровье перестало быть ценностью и стимулом? Без ответов на эти вопросы, вряд ли можно каким-то искусственным путем затолкать в головы молодых простые истины. Увы…