Но, однозначно, и тем и другим нужна помощь, хотя бы психолога, или бывалого, перенесшего все тяготы этой "первоклассной" жизни как минимум год назад.
В этом месяце мой ребенок, как и многие другие, отправился в первый класс и, несмотря на то, что я там уже была, легче сыну и мне от этого не стало.
Ведь процесс акклиматизации в новом коллективе, осознание новой социальной роли как ученика, каждый должен пройти сам. Поэтому сейчас, когда прошли первые учебные дни, проблемы с поиском школы, учителя, необходимых принадлежностей, - кажутся таким пустяком...
Также не важен поиск нужного стола для выполнения домашних уроков, который по убеждению учителя должен быть у первоклассника со столешницей, расположенной под углом 30-45 градусов.
Наклонная поверхность создает правильное физиологическое положение тела ребенка. И про стул не забыли, подобрали, который заходит за край стола на 5 сантиметров с высокой спинкой и полужесткий. Подставка для ног - тоже есть.
Однако это не решило основной проблемы: "Подними голову и выпрями спину", - с которой мы сталкиваемся каждый раз, как только начинаем делать уроки. Крики, слезы, в итоге, уже не помним, что делать нужно. С одной стороны крайне трудно заставить сидеть правильно, если ребенок видит как родители сами сидят в позе буквы "Z" за столом, уткнувшись носом в монитор, при этом сгорбившись и покачиваясь в офисном кресле. Понимая, что наглядный пример все же показательный, пыталась тоже сидеть прямо, хотя бы когда ребенок рядом, но спина затекает, более часа в такой позе не проработаешь. Не зная как быть, обратилась к классному руководителю, и вот что она рассказала: "В связи с особенностями зрения 6-7 летних первоклассников у них возникает эффект "оптической перспективы, то есть, они видят не четко пока переводят взгляд с доски на учебник, который лежит на обычной парте, поэтому чтобы это компенсировать, наклоняются. Таким образом, дети привыкают сидеть неправильно за обычными школьными партами и даже стол с наклоном дома не может изменить привычную посадку на уроках. А ведь именно на них школьники больше проводят времени в неправильном положении". Однако, я все же не нашла для себя объяснения, как приучить ребенка сидеть правильно и нужно ли это делать в первом классе? Но это еще не все трудности, с которыми пришлось столкнуться...
Оказалось куда сложнее заставить делать уроки. До школы сынишка ходил в образовательный центр, ему не привыкать сидеть хотя бы полчаса в покое, но почему нет желания заниматься? Конечно, сейчас кто-нибудь подумает, если мама кричит на ребенка пока он сидит за столом, то чего же ожидать, но проблема оказалась не в этом.
Раньше, когда сынишка ходил на занятия по подготовке к школе, его не заставляли делать уроки каждый день, да и сам процесс чаще проходил в игровой форме. Но сейчас игровой формы почти нет, ему трудно привыкнуть к новому стилю обучения, ведь еще неделю назад мы раскладывали буквы в виде животных лежа на диване, а теперь все изменилось. Понимая, что нужно внести в процесс домашних уроков элементы игры, только уже, быть может, другой я решила использовать подход: "Помоги, я забыла, как пишутся буквы, ведь я их только печатаю". Перед этим аргументом сын не устоял, начал вести себя как учительница, объясняя и показывая как правильно писать.
История с забывчивостью, или не понимания задания, которое дал учитель, немного оживил процесс выполнения домашних уроков. Конечно, постоянно играть только в эту игру невозможно, ребенку нужны новые варианты, которые, похоже, придется иногда придумывать.
Проблема с уроками показалась не столь ужасной, когда начались проблемы с самоутверждением в новом коллективе. Забирая сына из школы, меня стала встречать учительница и рассказывать истории типа: "Ваш сын весь урок сидел под партой, на уроке физкультуры бегал, на музыке пел неприличные частушки".
С одной стороны такие претензии к поведению вполне оправданы, хотя немного и смешны. Понимая, что нужно все же приучать ребенка к новой системе поведения использовала типичный, и заранее скажу, неверный путь воспитания - угрозу. Итак, по дороге домой завела разговор на тему, как нужно себя вести в классическом его варианте: "Слушай учительницу, не отвлекайся на уроках, не позорься, не будь смешным на уроках… а то, ты будешь плохо учиться и получать плохие отметки".
В этот момент меня встретила знакомая, которая работает школьным психологом в той же школе. Услышав только конец фразы, она быстро перевела тему. В этот же вечер она позвонила мне и провела не большой мастер-класс как все же необходимо разговаривать с новоиспеченным первоклассником.
Оказывается, нельзя использовать запугивающие фразы типа: "Будь таким…, а не то будешь плохо учиться" - эта прямая угроза, которая дает установку - пророчество, которое откладывает в нем, что-то вроде …я сделал ошибку, значит невнимательный и буду плохо учиться. Тем самым снижается самооценка и начинает страдать уверенность в себе.
Следующее, часто использующееся выражение "Слушай учительницу!" - вызывает растерянность, даже если нет внутренней угрозы, а лишь доброе наставление: "Будь хорошим, слушай учительницу". Таким образом, у ребенка больше повышается тревожность, нежели вырабатывается внимательность.
Поэтому нужно научить первоклассника заранее, как быть внимательным. Например, быть внимательным значит, все видеть и сразу запоминать и т.д. (помнить, где оставил ручку, учебник, какая тема была последней). Тогда будет надежда, что есть понимание и родители говорят с ребенком на одном языке.
Но бывает еще худший вариант родительского наставления перед школой, он звучит примерно так: "Запоминай все, что говорит учительница". В итоге ребенок такое и похожее наставление воспринимает следующим образом: "Я буду внимательным! Я буду очень внимательным, тогда смогу запомнить все, что говорит учительница. Я не пропущу ни одного слова, чтобы не расстроить маму. Что? Меня отвлекли, я пропустил, нет, забыл. Я поступил не правильно, делаю что-то не то…".
В итоге пока ребенок заставляет, контролирует себя, другие дети слушают, понимают, переспрашивают, вникают, познают и т.д.
Следующая установка звучит примерно так: "У тебя способности, ты обязательно будешь отличником или ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только лучше всех". Такие наставления парализуют развитие, к тому же малыш не может учиться, жить по придуманной схеме.
Конечно, выполнять все же вышеизложенное сразу трудно, тем более каждый день в школе что-то происходит. На следующий день, когда забирала сына из школы, учительница снова ждала меня с выражением детской непосредственности и желанием пожаловаться, - на этот раз мой сын плюнул в рисунок соседа.
Пообещала принять все меры, чтобы такое больше не повторилось, отправились домой. Конечно, первый вопрос, который я задала ребенку, как только мы остались вдвоем, был зачем он это сделал. Ответ меня поразил, так как возразить было нечего, сама же научила: "Ты сказала не драться, поэтому я плевался".
Да, говорила, не поспоришь, но ведь не рассказала, как иначе нужно решать проблемы, вот он и использовал другой способ. Не придав большого значения этому событию, дома не стала устраивать трагедию, правда, ее создала мама пострадавшего ребенка.
Придя утром в школу, она при всем классе отчитала моего сына. С одной стороны мне всегда было смешно, когда родители кидались вникать в детские споры, ведь они детские, но и допускать, чтобы обижали моего сына - не хотелось.
Поэтому, отведя мамашу в сторону, предложила оставить их в покое. Они вчера плевались, сегодня будут толкаться - и что?…
Учитывая, что это только первые учебные дни, и нам еще предстоит много чего неприятного, единственное что мне кажется важным, это то, что все этапы нужно проходить вместе. Пока ребенок получает знания, родители учатся общаться с ребенком, взрослея заново…
Рисунок с сайта http://www.shkolazhizni.ru