Первыми под раздачу попали полицейские начальники в областях и городах. Понятно, что это “эхо января”, когда стражи порядка оставляли здания своих департаментов на разграбление мародерам. Только департамент полиции Алматы защищался, как Брестская крепость. Но и тут перемены…
Своих постов лишились и некоторые акимы. Самая громкая смена караула – в Алматы. Кресло Бакытжана Сагинтаева занял уже экс-председатель Нацбанка Ерболат Досаев. И едва ли не первым его распоряжением стал запрет на точечную застройку города. С этой проблемой не сумели справиться 4 предыдущих градоначальника. Неужели у этого получится?
На освободившееся место Досаева пришел Галымжан Пирматов, который еще вчера возглавлял “Казатомпром”. Какая связь между атомом и кредитно-денежной политикой – пока не пойму. Через 100 дней курс тенге покажет?
В Комитете нацбезопасности грядут перемены.
Субботний съезд партии “Nur Otan” принес 2 ожидаемых результата: состав политсовета сменился наполовину. А лидером избрали действующего Президента. Похоже, Касым-Жомарту Кемелевичу эта ноша – в тягость. Не зря же он сказал в тот же день, что до конца года подумает, оставаться ли ему в этой должности.
Покинул свой пост спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. Лично мне он запомнился тем, как сурово дрючил министров на пленарных заседаниях палаты за откровенные косяки в работе и нелепицы в спичах. Иных до немоты доводил своими вопросами. И то верно: не можешь вещать просто и ясно – не мучай полость рта. Кресло Нурлана Зайруллаевича оккупировал экс-руководитель Администрации Президента Ерлан Кошанов. Наверное, это просто совпадение: г-н Нигматулин до мажилиса тоже ею командовал. Причудливо тасуется колода…
Кстати, когда спикер покидал свой пост, обронил: мол, если Президент Токаев поставил новые задачи, то их должны решать новые люди. Намек на досрочные парламентские выборы?
В минувшую субботу Президент Токаев в интервью “Хабару 24” сказал, почему не стал полностью менять правительство: “Я против, чтобы косить кадры. Их нужно оценивать по квалификации и рабочим качествам” (ну да, в новом составе кабинета министров из 22 только треть дебютантов. – Прим. авт.). “Надо признать, что скамейка запасных не очень длинная”.
Это глава государства говорил о топ-менеджерах.
А что говорить о чиновниках местных уровней? В среду читаю: главу департамента по регулированию монополий Северо-Казахстанской области Абая Балабекова освободили от должности. За что? Спал пьяным на автобусной остановке! Почему? Потому что 2 года назад его лишили прав за езду в пьяном виде. То есть человек честно не сел за руль и стал пользоваться общественным транспортом. Может, слишком громко храпел? "200-300 граммов": видный чиновник из Северного Казахстана рассказал, сколько можно пить госслужащим
Во вторник на совещании по противодействию коррупции Президент Токаев вдруг сказал, что при назначении на высокую госдолжность претенденту нужно получить еще и заключение от Антикоррупционного агентства. А почему бы еще и не справки из наркодиспансеров, учитывая вышесказанное? В Алматы один мэр почти все газетные киоски снес, заборы вокруг школ убрал. И ему за это ничего? Может, чугунный бюст на родине воздвигнуть за это где-то за забором на окраине?
Взятки в сфере таможенного и транспортного контроля убивают транзитный потенциал страны.
“Темная” разница в торговле между Казахстаном и Китаем в прошлом году достигла 5,7 миллиарда долларов, заявил на неделе Президент Токаев. Почти половина наших бизнесменов вынуждена платить дань таможенникам. “Агентство по противодействию коррупции выявило 3 коррумпированных пункта транспортного контроля. А таких постов в стране 49”.
Во вторник антикоры сообщили, что с 24 по 31 января пресекли 24 попытки вывезти незаконно из страны более 311 миллионов тенге. По нынешним меркам – тиынки. В тот же день мажилисмен Максат Раманкулов заявил, что “в период январской трагедии явные и тайные олигархи не только покидали Казахстан на частных самолетах, но и в срочном порядке выводили огромные суммы на зарубежные счета. Есть основания предполагать, что выводились именно теневые капиталы. И именно теми, кто не связывает свою жизнь с нашей страной”.
Ну и на закуску. 29 января премьер Алихан Смаилов сказал, что “работа по сдерживанию роста цен на социально значимые продовольственные товары в ряде регионов пущена на самотек”. А 1 февраля Президент Токаев заявил, что в росте цен на еду, растратах средств, выделенных на развитие сельского хозяйства и на субсидии, виновны акиматы и минсельхоз.
Более 2 триллионов тенге за 5 лет ухнули, образно говоря, в “козью дыру”. Кто ответил?
Тот, кто не очкует?
Алматы
STunik@caravan.kz