Американский мотив появившегося проекта понятен: постепенно переориентировать политически и ментально элиты стран Центральной Азии с России и Китая - на новое направление.
А затем переориентировать туда же потоки энергоносителей - нефти из Казахстана, газа из Туркменистана. Транзитные поставки их должны поддержать проамериканские режимы в Пакистане и Афганистане, сделать Индию потенциальным союзником США.
А все вместе страны-члены "Большой Центральной Азии" (у экспертов уже устоялась новая аббревиатура - БЦА, - прим.авт.), "придавить" Иран.
Что думают по этому поводу наши соседи, сказать сложно. Хотя и Бишкек, и уж тем более Ташкент в последнее время убедительно показали эволюцию своих взаимоотношений с Вашингтоном.
Что же до этой американской идеи Казахстану? Казалось бы, она укладывается в стремление диверсифицировать направления экспорта нефти из республики. Но это только при первом взгляде.
- Когда мы говорим о проекте "Большая Центральная Азия" (БЦА), необходимо иметь в виду, что нас, страны Средней Азии, пытаются пристегнуть к региону, в который входят два исламских государства - Иран и Афганистан. А еще в него входит Индия с ее огромным людским и производственным потенциалом. При этом необходимо учитывать, что у России особые отношения с Индией, а у Китая - с Пакистаном.
При этом, по мнению Кондолизы Райс, высказанному в октябре прошлого года, ядро БЦА составит свободный, безопасный и процветающий Афганистан, который скрепляет Центральную Азию и связывает ее с южной Азией. На мой взгляд, основной скрепляющий момент этой БЦА - создание антироссийской и антикитайской энергетической системы, которая будет объединять Центральную и Южную Азию. Ее суть - направить энергоресурсы ЦА - нефть Казахстана и газ Туркмении, гидроэнергоресурсы Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в сторону Афганистана, Индии, Пакистана для удовлетворения их растущих потребностей. Такой проект уже был в апреле представлен Конгрессу США, - так оценил проект директор Казахстанского Института Стратегических Исследований при Президенте РК Булат Султанов, выступивший на этой неделе в Алматы на конференции "Безопасность через сотрудничество: теория, практика, методология".
Конечно, невозможно не учитывать, что США вложили 10 млрд. в развитие нефтегазовой системы Казахстана.
Велика и экономическая роль Китая в отношениях с Казахстаном. Но, как заметил г-н Султанов, "отношения России и Казахстана является примером того, как нужно и как важно сейчас развивать наши отношения в целях безопасности".
Сегодня три четверти экспортируемой из Казахстана нефти идет через Россию. В условиях транзитного периода для государств ЦА сотрудничество с ней является непременным условием стабилизации региона.
Очень красноречивы цифры взаимной торговли Казахстана в разрезе основных, так называемых геополитических игроков: с Россией, по результатам 2005 года торговля составила $9,518 млрд., с Соединенными Штатами - $1,87 млрд., с Китаем - $3,67 млрд. Вряд ли хотя бы приблизительно сопоставимы эти цифры со странами, которые американские идеологи построения мира видят в составе "Большой Центральной Азии". Чтобы еще больше увеличить объемы торгово-экономического сотрудничества Казахстана и России, директор КИСИ предлагает Казахстану на уровне государственной политики оказывать поддержку в виде финансовых преференций этническим казахам - гражданам России, чтобы с их помощью и при их участии создавать совместные казахстанско-российские предприятия.
Справедливо замечание директора КИСИ о том, что "альтернативы союзническим отношениям Казахстана и России нет и не может быть".
Вообще тенденция воспринимать геополитическое развитие мира и регионов по тем "лекалам", что вычерчиваются американскими политологами, в последние годы становится все тоньше. Об этом хорошо говорил на конференции французский политолог Пьер Шабаль, профессор университета города Гавр:
- Я не согласен что существует однополярный мир - он многосторонний; если принимать концепцию его однополярности, значит, придется терять свои позиции в международном масштабе.
Важный игрок в многостороннем мире - Китай. Иран через свое участие в Шанхайской Организации сотрудничества тоже включается в мировой процесс.
То есть, Центральная Азия в ее традиционном формате, вне "БЦА", достаточно самоценна в мировой политике. И с точки зрения интересов Казахстана - республика является куда более заметным игроком именно в традиционных центральноазитских рамках.
Фото с сайта www.liter.kz