Хотя в своих записях Сергей Калмыков представлял себя “гением первого ранга междупланетной категории”, при жизни его творчество практически никто не понимал. Приехав в 1935 году в Алма-Ату, маэстро слыл городским сумасшедшим и умер в психиатрической больнице от воспаления легких... Как считают многие искусствоведы, в полной мере осознать и оценить наследие Калмыкова смогут только будущие поколения.
В Музее имени А. Кастеева находится самая значительная коллекция работ художника – 1111 произведений. Три десятка из них представлены на выставке в Лермонтовке. Это подарок музея к долгожданному открытию театра после ремонта.
Условно выставку можно поделить на три тематические части. Во-первых, представлен значительный цикл творчества Калмыкова, названный “Дочери великого костюмера”, где художник изображает различные женские образы, вдохновлявшие его. Во-вторых, его видение мифологических сюжетов, среди которых известная работа “Похищение Елены”. И третий цикл – произведения, где появляются изображения различных инопланетных существ, которых Калмыков, по его утверждению, видел и вступал с ними в контакт. Причем его пришельцы вопреки голливудским образам совершенно беззлобны.
Взгляд Калмыкова часто был устремлен вверх. Он писал: “Вот представьте-ка себе, из глубины Вселенной смотрят миллионы глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная, одноцветная, серая масса – и вдруг, как выстрел, яркое красочное пятно. Это я вышел на улицу”. Увидеть крохотный кусочек от этого яркого пятна можно вплоть до 19 апреля.
По пути к себе
Впечатления от путешествий по Италии, Испании и Турции художницы Елены Григорьян сложились в конце концов в тонкие коллажи и занятные керамические работы. Ее новая экспозиция, расположившаяся в алматинской галарее “Тенгри-Умай”, получила название “Как Улисс”.
Название выставки “Как Улисс” – заимствование из стихотворения Иосифа Бродского, в котором автор проводит параллель своего жизненного пути с затянувшимся путешествием царя Итаки. Нынешняя экспозиция – что-то вроде путевых заметок. Глядя на работы Елены, понимаешь, что передвижение из города в город и смена внешних декораций лишь спровоцировали на поиск формы для того, чтобы показать, куда движется Григорьян внутри самой себя, чего ищет и к чему стремится. Некоторые работы – одни из самых интересных – на это недвусмысленно намекают. Как, например, искусные коллажи, которые стоит воспринимать как триптих: “Покидаемый”, “Обетованный” и “Утерянный”. Ясно, что речь идет о рае.
Библейские мотивы, относящиеся к теме странствий, занимают изрядную долю в выставке “Как Улисс”. Это и двойной коллаж “История одного путешествия. Ковчег”, и милые керамические ключики, названные автором “Ключи от Царствия”, для достижения которого тоже, как известно, нужно пройти целый путь длиною в жизнь.
Некоторые произведения из довольно камерной и ненавязчивой экспозиции воспринимаются совсем уж как декоративные. Это работы, глядя на которые нужно приложить усилия (или же, наоборот, расслабиться), чтобы увидеть в наслоениях бумаги разного рода заявленные художницей темы: “Осколки. Флоренция”, “Осколки. Венеция”, “Плавание в Византию”.
А вот керамики, которой так славится Григорьян, в экспозиции немного. Как правило, это фигуры рыб, птиц и корабликов. Очевидно, подчиняясь “странствующей” тематике, все они непременно предстают куда-то устремленными, а не пребывающими в покое.
Артем КРЫЛОВ, фото Руслан ПРЯНИКОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)