– Тамара Яковлевна, поговорим о делах сердечных. Меньше ли нынче стало инфарктов? Ведь медицина не стоит на месте!
– Кардиология в столице очень продвинулась, в больницах открыто несколько кардиохирургических отделений с самой современной аппаратурой, есть Национальный научный центр кардиохирургии, где проводят сложнейшие операции на сердце. Мы в свое время о таком только мечтать могли!
А вот на нашем уровне, обычных традиционных врачей-практиков, все по-старому. По-прежнему мало внимания профилактике, больные тянут до последнего с визитом к врачу, по-прежнему не знают элементарных вещей. “Профилактика” – слово заезженное, но без нее существенных изменений в медицине здоровья не произойдет. В некоторых зарубежных странах есть медицинская страховка, которая обязывает – заметьте, не рекомендует, не советует, а обязывает! – человека своевременно проходить обследование.
– У нас вроде тоже ввели скрининг.
– Да, но посмотрите, что после обследования делается на Западе и что у нас, и вы увидите существенную разницу. Там людей делят на три группы: абсолютно здоровые, пациенты с выявленными наследственными отклонениями и выявленные больные. У каждой группы свой путь здоровья, свои интервалы для встречи с врачами, своя профилактика и свое лечение. Вот и вся премудрость.
– А у нас?
– А у нас в поликлиниках не хватает специалистов. И не хватает, кстати, по нашей халатности. Пока человек считает себя здоровым, он не встает на учет в поликлинике, тем самым нанося ущерб городской здравоохранительной системе. Потому что для поликлиники количество потенциальных пациентов – цифра очень важная.
– Чем же она важна?
– Тем, что именно она определяет количество специалистов, планирование, перспективы, оснащение. Кардиолог, например, полагается на 30 тысяч населения. А если набралось только 20 тысяч – значит, полной ставки не положено, будут прибегающий кардиолог и очереди на месяц.
– Но зачем беспокоить врачей, если ничего не болит?
– Сколько говорится о том, что необходимо следить за своим здоровьем, однако в сознании наших людей медицина остается бесплатной. Нам менталитет не позволяет тратиться на здоровье. Речь не о бедных, я говорю о среднестатистическом нашем человеке, с его менталитетом, установками. Приведу такой пример: в прошлом году гипертоникам начали выдавать бесплатно много препаратов. И они очень хорошо лечились! Бесплатно наши люди лечатся с большей охотой и результативнее, чем за собственные деньги. Вот такое грустное наблюдение.
– Но разве забота о здоровье граждан – не дело государства?
– Государство гарантирует человеку лишь первичную медицинскую помощь, а специализированную оно уже не может стопроцентно обеспечить. Я специально делаю акцент на ответственности каждого за свое здоровье. Государство, само собой, должно вносить свою лепту, но и человеку пора меняться. Я восхищаюсь, когда приходит полный сил мужчина, чтобы проверить свое сердце. Случаи единичные, но тенденция уже проявилась.
– Какие же анализы желательно делать для профилактики?
– Традиционные – на кровь, мочу, холестерин, сахар, почки, печеночные пробы. Кому-то щитовидную железу глянуть. Мужчинам после сорока делать онкомаркеры на простату. А дальше – каждому свое.
– Откуда берется повышенное давление, Тамара Яковлевна? Что по этому поводу говорит прогрессивная наука?
– Наука почти не продвинулась в этом направлении. Все так же традиционно пишут, что повышенное артериальное давление провоцируется густой кровью, обезвоживанием организма, болезнью почек, надпочечников, диабетом. Но в 80 процентах случаев одну причину установить невозможно, их слишком много. В блокадном Ленинграде не было атеросклероза, инфарктов, потому что свой холестерин люди “съели”, а гипертония была тяжелейшая. Стресс! Конечно, мы живем в других условиях, но и у нас гипертония пошла в рост с 90-х годов, остановить ее пока не можем.
– Что предлагает медицина для гипертоников?
– Это заболевание очень сильно зависит от дисциплины самого больного. Что понимается под дисциплиной? Обследование – это само собой, а далее нужно тщательно, индивидуально подбирать лекарства. Это ответственный момент, и одному доктору с ним не справиться. Больному нужно вести дневник, фиксируя в нем давление в течение дня. Недавно на прием пришел дедушка, принес талмуд трехлетних наблюдений за своим давлением. Сам же и проанализировал, на что была реакция: понервничал, магнитная буря, изменение погоды, съел селедку. Такие больные будут жить долго. Но основная масса – люди безалаберные. Я всегда сокрушаюсь, неужели так трудно вовремя выпить таблетку, неужели лучше оказаться парализованным? Медики не знают, откуда берется давление, и совершенно не понимают больных, которые не ценят свою жизнь.
– Повышенное давление плохо, чревато последствиями. А чего ждать людям с пониженным давлением?
– Тоже не очень хорошо. С возрастом кровоток ослабевает, приток крови к органам, в том числе и к мозгу, уменьшается. Но слишком низкое давление – это редкое явление в старости. Оно или повышается, или становится прыгающим. Таким людям надо особенно тщательно следить за своим давлением, знать, что делать при скачке давления.
Астана