Не на того напали!

Режиссер: Клинт Иствуд.

В ролях: Клинт Иствуд, Би Ван, Ани Хе, Кристофер Карли, Брайан Хэйли, Джеральдин Хьюз, Брук Чиа Тао.

Через месяц великому и прекрасному Клинту Иствуду исполнится 79 лет. Легенда мирового кино все так же находится в отличной как творческой, так и физической форме. В прошлом году Иствуд закончил два фильма. И если “Подмену” мы посмотрели достаточно давно, то “Гран Торино” до Казахстана дошел только сейчас. Однако ожидание того стоило! Эта картина помимо своих неоспоримых художественных достоинств примечательна тем, что Иствуд официально объявил: роль ветерана корейской войны Уолта Ковальски – его последняя работа в качестве актера.

…Уолт Ковальски живет где-то на окраине Детройта. Когда-то это был вполне благополучный уголок, но с течением времени коренные американцы практически полностью покинули его, а их место заняли эмигранты. Но Уолт категорически не хочет покидать свой дом. И не только потому, что так к нему прикипел или дорожит воспоминаниями – просто не видит в переезде смысла. У Ковальски есть свое жилище, любимая собака, холодильник с пивом и пачка сигарет. Что еще нужно, чтобы спокойно провести старость? Главная гордость Уолта – спортивный “Форд Гран Торино” 1972 года в идеальном состоянии. На эту жемчужину и хочет покуситься местная банда выходцев из Юго-Восточной Азии. Но они не на того напали!

Пару лет назад в Сети была популярна фотозагадка. Выкладывались снимки заброшенных кварталов, которые раньше явно были фешенебельными. Роскошные дома с дырами окон, поросшими травой парадными, разрушенными крышами и даже частично сохранившейся обстановкой. Отгадка была удивительна и неожиданна: это фото современного Детройта, штат Мичиган, США. В качестве доказательства представлялись ретроснимки того, как те же места выглядели несколько десятилетий назад. Некогда преуспевающий благодаря автопрому город после повальной автоматизации производства и экспансии японских компаний впал в депрессию. Бывшие работники “Большой тройки” – “Форд”, “Дженерал Моторс”, “Крайслер” – Детройт покинули. Их заброшенные дома заняли люмпены и маргиналы, в том числе эмигранты.

“Гран Торино” – это отчасти и реквием Иствуда по утерянному Детройту, по прежней Америке. Уолт Ковальски – один из немногих, кто не уехал. Он тоже раньше работал на “Форде”, он презрительно смотрит вслед японскому внедорожнику сына, он – олицетворение старой основательной Америки, которая оказалась погребена под многими волнами современной эмиграции. Над его домом демонстративно висит звездно-полосатый флаг, он, не стесняясь, называет соседей… в общем, я не буду писать, как он их называет, – недаром лента получила в США один из самых жестких возрастных рейтингов.

Но “Гран Торино” – не фильм о патриоте Иствуде, в одиночку противостоящем ордам захватчиков. В конце концов у Ковальски завязываются трогательные дружеские отношения с соседской семьей хмонгов (есть такая группа народов). Старик Уолт проникается симпатией к юноше Тао, которого правдами и неправдами пытаются затащить в банду. Возможно, эта часть истории слегка наивна, но она снята настолько трогательно и правдиво, что не может оставить равнодушным.

Если отбросить современные декорации, то можно увидеть, что “Гран Торино” – это своеобразный вестерн. Одинокий шериф призван местными жителями спасти их от бандитов. С той лишь разницей, что здесь местные жители безмолвствуют (боятся, да и традиции не позволяют), и шерифу приходится брать инициативу на себя. К тому же способ вершить правосудие он выбирает не совсем обычный. Как и любому человеку, знавшему лучшие времена, Иствуду не чужда философия “зверье нужно мочить”. Однако нравственную проблему возможности наказания без суда, которую в “Отважной” героиня Джоди Фостер рубила с плеча, мудрый Иствуд решает по-другому. Возможно, опять-таки наивно, но ему, 78-летнему мастеру, виднее.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,4

из 10.

Оценка автора – 8,5 из 10.

Интересный факт

“Гран Торино” стал самым успешным по кассовым сборам в США и Великобритании фильмом Иствуда-режиссера. Правда, без пересчета на инфляцию.

Дмитрий МОСТОВОЙ