Смотр, который называют «Каннами для мультфильмов», уже полвека считается законодателем мод и первооткрывателем новых имен в мировой анимации. В конкурсные программы юбилейного - 50-го - фестиваля отобрано сразу десять российских картин. Три фильма попали в основной конкурс, четыре - будут бороться за звание лучшего дебюта, и впервые наши ленты заявлены в конкурсах анимационных клипов и сериалов. О тех, чьи работы будут отстаивать честь отечественной мультипликации в Анесси, рассказывают Новости культуры.
«Про Василия Блаженного» - не первый фильм Натальи Березовой, который увидит Анесси. Отборщики фестиваля уже трижды приглашали во Францию ее работы. Сама Наталья у савойского озера однажды бывала, но в этом году не судьба - дороговато. Раньше дорогу ей оплачивало Госкино, сегодня не до того. А в семье Березовых кроме двух детей - два режиссера анимационного кино. «Сейчас речь не идет о фестивалях, с нового года не подписан ни один контракт об оплпате студийной работы», - замечает Березовая.
Сегодня многие студии закрываются, проекты заморожены. Анимацию, которую мы теряем, показывает международный фестиваль в Анесси. В основном это фильмы, сделанные полтора - два года назад, до кризиса и реформы госфинансирования кино. Российские работы представлены во всех номинациях, кроме полного метра. Там мог бы быть «Гадкий утенок» Гарри Бардина...
Критик анимационного кино Мария Терещенко делится своими соображениями: «В селекции сидят европейцы, и им не очень интересно смотреть "Аленушку и Ерему" с русскими песнями, возможно, и "Гадкому утенку" Бардина это помешало. То же ведь мюзикл, песни на русском. И что с этим делать? Субтитрировать?»
В главном для Анесси соревновании короткометражек россиян трое: кроме Натальи Березовой, Алена Оятьева с фильмом «Жила-была муха» и Ольга Кудрявцева с дебютом «Про птицу».
Фильм «Про птицу» сделан дома - своими силами по ночам, озвучание за счет семейного бюджета. Режиссер Ольга Кудрявцева говорит: «Хочется что-то уже более профессиональное сделать, не с выпученными глазами. Тяжелая работа».
Ольга Кудрявцева свой дебют выпустила через десять лет после вгиковского диплома. Анне Шепиловой повезло больше. Полторы недели назад у нее родился сын, накануне она закончила дебютный фильм, а ее дипломная работа - фильм «Другая» - тем временем попала в студенческий конкурс Анесси. Заявку посылала сама вместе с художником своего фильма Светланой Подъячевой.
В Анесси традиционно очень сильный студенческий конкурс. Впервые в нем так много российских участников - четыре. Это значит, что молодая анимация у нас есть. Но делать из этого факта радужные выводы о состоянии отечественной анимационной школы не стоит.
Производственные лагуны наши режиссеры заполняют своим трудом и изобретательностью. Но в технологичном полнометражном кино – это не вариант. Здесь наши бюджеты ни европейским, ни американским – не конкуренты. Наталья Березовая говорит: «Когда каналы поймут, как с нами быть. Когда инвесторы поймут, что в анимацию выгодно вкладывать, тогда все и будет хорошо».
Но и в конкурс Анесси попасть – уже неплохо. Сегодня, в день открытия, все болельщики за российскую анимацию надеются, что жюри конкурса нас не проморгает. «Анимация –это ведь, что такое?», - задается вопросом Наталья Березовая. И отвечает: «Не моргать! Бывает в секунду целая сцена уложена. В секунду!».