О том, как защититься, распознать вовремя угрозу, говорили участники международной научно-практической конференции “Сообща против насилия над девочками и женщинами”.
Пока я слушала лекцию психолога Айгуль САДЫКОВОЙ о том, как можно определить, что ребенок подвергается сексуальному насилию (в большинстве случаев насильниками выступают самые близкие люди – отцы, отчимы, дяди, братья, соседи), в зале, где сидели работники сферы образования, слышалось с задних рядов: “маскара, зачем об этом говорить?”, “такие слова стыдно произносить”, “уят”…
Можно закрывать уши при упоминании интимных вещей, но невозможно быть равнодушным к тому, что происходит ежедневно: сексуальное, бытовое насилие в отношении детей, подростков, девушек, женщин…
По данным ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, насилие – одна из причин высокого количества суицидов среди девушек в возрасте 15–19 лет. Казахстан занимает первое место по количеству суицидов среди 24 стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Организаторы конференции – движения “Немолчи.kz” и Дина Смаилова, “Немолчи.Дети. kz” и Алмат Мухамеджанов, структура “ООН-Женщины Казахстана” и центр ОБСЕ в Нур-Султане, национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике, министерство социальной защиты, министерство здравоохранения, акимат Алматинской области – пригласили более 30 экспертов-спикеров из Казахстана, Великобритании, Украины, России, Узбекистана.
А в качестве слушателей – учителей, школьных психологов, полицейских, родителей, сотрудников акиматов и так далее. Лекции, уроки по самообороне, интервью со спикерами одновременно проходили на пяти городских объектах.
На открытии мероприятия депутат мажилиса РК Ирина СМИРНОВА подчеркнула: парламент рассматривает законопроект об ужесточении наказания насильникам. А председатель РОО “URAN.KZ” полковник запаса Файзулла КАМЕНОВ сообщил, что ветераны спецподразделений МВД, минобороны, КНБ готовы подставить женщинам свое плечо – проводить с ними бесплатные тренинги по само-обороне, оказывать физическую защиту на время следствия.
Если не принимают заявление…
Более 90 уголовных дел по изнасилованиям прошло через фонд “Немолчи.kz” за три года работы. 36 человек осуждены по преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью, бытовому насилию.
– Пережить насилие невозможно, ты будешь с этим всю жизнь, – сказала на пресс-конференции Дина СМАИЛОВА, пережившая в 20 лет групповое изнасилование. – Когда мне исполнилось 47 лет, я решила заявить об этом обществу. Целью было сказать всем женщинам, чтобы они не молчали. Если носишь в себе эту травму, можешь болеть, страдать…
Начальник следственного департамента МВД Санжар АДИЛОВ рассказал о взаимодействии с фондом “Немолчи.kz”. И что министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев поставил конкретную задачу – никакого снисходительного отношения к домашним насильникам, педофилам... По поручению министра в Алматы, Алматинской области создали детские комнаты, где проходит допрос несовершеннолетних – жертв или свидетелей насилия. В следующем году планируют оборудовать подобные комнаты во всех городских подразделениях ОВД. В районных подразделениях появились следователи-женщины для работы с такими видами преступлений. «Реагируют только, когда изнасилуют на глазах у всех»: почему отечественные госорганы практически не борются с педофилией
У Санжара Адилова я спросила – как реагировать, если полицейские не принимают заявление у пострадавшей, которую избил муж?
В “КАРАВАН” такие звонки поступают часто.
Он ответил – любое заявление обязаны регистрировать, выдать талон. И что предусмотрена дисциплинарная и уголовная ответственность за укрытие преступлений. Во многих регионах Казахстана созданы фронт-офисы (по принципу ЦОНов. – Прим. авт.), где также принимают заявление.
– Если есть такие примеры, дайте их мне, – попросил Санжар Адилов.
“Бить жену – нормально”
Помощник главы национальной полиции Украины Андрей ТКАЧЕВ приехал на конференцию поделиться опытом. В Украине с населением 48 миллионов человек в этом году зафиксировано 408 изнасилований, а в Казахстане с населением 18 миллионов – 1 229.
– Проблемы домашнего, сексуального насилия – общемировые, – говорит Ткачев. – Я бы сравнил это больше с болезнью, которая, скорее, залечивается. Но ее можно загнать в рамки, чтобы не распространялась.
У нас был вызов в школу ювенальной полиции – обратилась молодая преподаватель, 24 года. Оказалось, парень-школьник домогался ее.
Как обычно действуют полицейские? Они привыкли сами себя видеть карательным органом. Но здесь мы привлекли психолога. Он поработал с парнем и выяснилось, что тот – жертва сексуального насилия со стороны отца. И своими настойчивыми ухаживаниями пытался доказать, что он – мужчина. Поэтому мы обучаем полицейских, чтобы те выходили за привычные рамки работы. Как видите, к проблеме можно подойти с разных сторон.
Судмедэксперт из Киева, доктор медицинских наук Елена БАБКИНА призналась: очень удивилась, когда на ее лекции мужчины говорили о том, что бить женщину – нормально, если та заслужила.
– И все это они оправдывали менталитетом! Пыталась до них донести, что, выезжая за пределы Казахстана, они же соблюдают законодательство. Почему нужно нарушать права и свободу женщин, которые являются их матерями, женами, дочерьми?
Нет права на свое тело
В мире каждая третья женщина подвергается насилию – данные ООН. Коллега Лидия МИХАЛЬЧЕНКО пишет статьи на тему домашнего насилия. Регионы, в которые регулярно приходится ездить, – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Осетия.
– Почему проблема существует? Потому что девушка не может никому рассказать. Стыдно. Страшно, что родные скажут – сама виновата. Все – от близких людей до полиции и религиозных авторитетов и в целом клана – будут стараться это замолчать. Со стороны насильника будут угрожать или попытаются заплатить. Знаю случай, когда родные 17-летней девушки в Ингушетии дали согласие на свадьбу с насильником. Его сторона попросила забрать заявление, написать, что она всё выдумала. Так и сделали. Но свадьба… расстроилась, а жених написал на девушку заявление о клевете. Пройдя сквозь этот ад, она не согласилась, чтобы об ее истории писали даже анонимно!
Физическое насилие тоже сильно развито.
Мужчины говорят, что имеют право жену физически воспитывать.
Процент обращений в полицию небольшой. У женщин в подкорке сидит, что у них нет права на свое тело.
Правозащитник, помощник судьи графства Кентербери по уголовным и административным делам Великобритании Лесли УИММЕР рассказала, что и благополучную Европу, Канаду проблема не миновала: Ее ждут родители и сын: в Шымкенте осуждена женщина, убившая насильника
– Недавно в Великобритании была история, когда жена убила мужа. Ее обвинили в предумышленном убийстве. Но прокурор добился отмены и квалификацию статьи заменили “непредумышленным убийством”. Выяснилось: много лет она была жертвой насилия со стороны мужа.
К сожалению, сексуальное насилие в отношении детей тоже распространено. Еще больше – домашнее. Что у нас хорошо отработано – механизмы на всех стадиях расследования, поддержка жертвы. В Великобритании, Канаде сексуальное насилие – тяжкое преступление. Но, как и в вашей стране, большинство пострадавших не сообщают о происшедшем в полицию.
“Зло можно остановить только сообща”, – уверены организаторы и участники конференции.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ