Как показывает практика, такая норма, как уголовная ответственность по ст. 352 УК РК о даче заведомо ложных показаний свидетелем, носит все больше декларативный, формальный характер. На поверку оказывается, что люди, дающие, скажем так, не совсем правдивые показания, уверены в том, что они вправе в любой момент безнаказанно отказаться от них или изменить их на прямо противоположные!
Понятное дело, что дознаватели и следователи предупреждают свидетелей, что они по закону несут ответственность за дачу ложных показаний. Но сама ответственность наступает так редко, что все уверены – это пустые угрозы. Оттого и возникают многочисленные ситуации, при которых может пострадать невиновный человек, либо ложь выявится в суде, но при этом подсудимый к этому времени уже длительное время будет находиться под стражей. Даже в ходе громких процессов, рассматриваемых в суде в эти дни, вдруг выясняется, что тот или иной свидетель в ходе следствия говорил неправду и фактически оговорил подсудимого.
Как неоднократно писал "КАРАВАН", такие свидетели на вопрос суда, почему они говорили неправду, в замешательстве отвечают: “Так уж получилось”. Но давайте будем откровенны – получиться так может только по причине малодушия либо корысти. Помните крылатое выражение героини Фаины Раневской: “Кто свидетель? Я свидетель. А что случилось?”.
Так вот и у нас. Многие не хотят выступать свидетелями, потому что боятся того, что их затаскают, а некоторые вызываются быть свидетелями, по сути ничего толком не зная об обстоятельствах совершения преступления, но угождая чьей-то воле или заблуждению. При этом совершенно не волнуясь, что даже формальная ложь может сломать жизнь невиновному человеку, его семье.
Не потому ли законодатели всерьез озаботились тем, чтобы еще раз подчеркнуть – это вовсе не безобидное преступление, а весьма и весьма серьезное. И если в действующей редакции Уголовного кодекса максимальная ответственность за заведомо ложные показания предусматривается всего до года ограничения свободы, а при обвинении в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления – лишение свободы от трех до восьми лет, то в проекте нового Уголовного кодекса ответственность за это ужесточается.
И тем, кто решит солгать в суде или на следствии, напоминается, что в случае принятия нового закона отвечать придется уже строже. Ограничение свободы может быть уже до шести лет либо на тот же срок можно лишиться свободы. Ну а уж за корысть и вовсе со свободой можно распрощаться на срок от пяти до десяти, а по предложению прокуратуры и до 13 лет.
Остается надеяться, что если закон реально заработает, то уменьшится количество лжесвидетелей, на совести которых могут оказаться поломанные человеческие судьбы.
А до тех пор, пока такие свидетели в суде будут вздыхать и говорить о том, что так просто получилось, а им за это ничего не будет, это будет порождать чувство вседозволенности и безнаказанности. Ведь расплачиваются за ложь не они, а другие.