“В Жезказгане есть пятый район. Здесь расположено 260 домов, в которых проживаем мы – около тысячи граждан Казахстана. И всех нас в родном городе объявили вне закона!”
Это строки из письма жителей 5-го района, которое они разослали во все возможные инстанции, надеясь на помощь и закон.
Моя твоя отлично понял
Проблема 5-го района в Жезказгане не разрешается уже много лет. Периодически она оборачивается очередным бунтом населения. Первый удар жители получили три года назад, когда им было отказано в легализации имущества. Последним поводом для всплеска человеческих эмоций стало объявление, вывешенное в ЦОНе (орфография сохранена):
“К сведению населения проживающие в 5-м районе г. Жезказган (ул. Транспортная, Базарная, Степная, Нагорная, Песчаная, Поселковая, Мира, Пархоменко, 8 марта, Пролетарская, Дружба) на документирование, удостоверяющий личность гражданина (удостоверение личности и паспорт РК) НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ, так как книги регистрации граждан 5-го района считается НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, в связи с тем, что нет правоустанавливающих документов. Администрация”.
Несмотря на чудовищную орфографию и правовую безграмотность автора данного опуса, всю суть люди отлично поняли: ни один житель “пятерки” не получит новое удостоверение личности. А значит, пенсионеры не смогут получать пенсии, выпускники школ не поступят в учебные заведения и так далее по списку прав, гарантированных гражданам Казахстана Конституцией.
Проблемный район
Строительство этого поселка (названного впоследствии пятым районом города) началось в конце 40-х годов прошлого века, когда на территории современного Жезказгана были только поселок Кенгир и одноименный концлагерь, входивший в структуру Степлага… В 1972 году прямо у поселка начали возводить Жезказганский медеплавильный завод. Промышленный гигант оказался беспокойным соседом – в смысле и экологии, и санитарии. А впоследствии начались проблемы и на правовом поле.
“Наш район оказался в санитарной зоне завода, а нас объявили самовольными застройщиками. Но ведь дома были построены на 30 лет раньше промышленного предприятия! – возмущаются жители, задавая резонный вопрос: кто из застройщиков является самовольным?
Как вспоминают старожилы, кому-то из жителей “пятерки” все-таки посчастливилось получить новые квартиры в другом районе города. Но их были единицы: “Всем остальным велели ждать, когда подойдет их очередь. Всем должны были предоставить жилье в шестом районе”. Жители ждут до сих пор.
Чиновникам веры нет
“Эти дома нигде не зарегистрированы. Земля не отводилась ни горисполкомом, ни позднее земельным отделом и акиматом. Это были первые лагерные застройки, дома для офицерского состава и персонала Степлага. Потом дома переходили из рук в руки, поселок достраивался. Но земля не отводилась, как положено по закону”, – комментирует проблему Юрий Акаемов, начальник правового отдела акимата города Жезказгана.
Чиновники, впрочем, не отрицают, что проблема – затянувшаяся, сложная и запутанная. Но если копнуть вглубь, то несложно понять: эту проблему сами чиновники и создали, когда 30 лет назад разрешили строить завод, словно забыв про живущих здесь людей. А когда пришло время капитализации, надо полагать, местная власть не смогла уговорить корпорацию “Казахмыс” вместе с медьзаводом забрать под свое крыло и эти позабытые дома. Более того, “Казахмыс”, как законный застройщик, имеет основания требовать от властей города очистить санитарную зону завода от жилых домов.
Пока до бульдозеров дело не дошло. Людям рекомендуют выписаться из своих домов и прописаться где-нибудь в другом месте – у друзей или родственников, чтобы не испытывать затруднений в получении документов. А власти обещают придумать, что делать с районом.
Некоторые жильцы – их единицы – были вынуждены пойти на такой вариант: выписались из своих домов и получили временную прописку у родственников. Но большинство не хотят выполнять так называемые рекомендации властей: “Мы выпишемся, значит, будем жить в своих домах на незаконных основаниях. И в один прекрасный день нас разгонят, дома снесут, и мы пополним армию бомжей”.
Чего ждет акимат?
Проблемы района могут решить только деньги, на которые можно купить жилье для многострадальной “пятерки”. В акимате осторожно называют предполагаемую требуемую сумму – около 800 миллионов тенге. Таких средств в бюджете нет. И когда будут – неизвестно. Есть надежда, что корпорация “Казахмыс” поможет. Но это еще вилами по воде писано.
Согласно справке, выданной отделом архитектуры и строительства Жезказгана, “по завершении строительства медеплавильного завода данный поселок должен был быть снесен, а жители переселены в город. Согласно генеральному плану города, утвержденному постановлением Совмина КазССР №478 от 24 декабря 1980 года, место размещения данного 5-го микрорайона не относится к селитебной зоне и указано как промышленная зона”.
В то же время прокурор города в своем представлении акиму, ссылаясь на то же постановление Совмина, утверждает, что “жилые дома 5-го района ПРЕДУСМОТРЕНЫ Генпланом Жезказгана, утвержденным постановлением Совмина Казахской ССР №478 от 24.12 1980 г.”. Что на самом деле утвердил Совмин 30 лет назад – промышленную зону или жилой район, выяснить не удалось. Оригинала документа у жителей не имеется.
Но при любом раскладе пути ведут в акимат. А городские власти, создается впечатление, не спешат решать вопрос, исправляя ранее допущенные, пусть и не ими, ошибки. Надеются, что люди, устав жить без документов, разбредутся кто куда? Глядишь, и проблема сама рассосется.
Татьяна ТЕН, Караганда