Между тем, как выяснили наши корреспонденты, опасные дворы есть в любом городе. Сломанные качели, открытые люки и колодцы угрожают жизни детей!
В редакцию бабушка погибшего мальчика пришла с кипой документов – это ее переписка с прокурорами, райотделом внутренних дел. Следствие по этому делу тянется почти два года! Слезы градом полились из глаз женщины, когда она начала страшный рассказ:
– Мой внук Алишер в тот роковой день, 30 апреля 2011 года, вместе с братьями вышел поиграть на детскую площадку, что находится во дворе дома № 167 по улице Жарокова в Алматы. Вскоре дети прибежали, плачут, говорят: Алишер лежит в крови. Сама не помню, как босиком выскочила. А там уже полиция, “скорая”...
Дети рассказали, что незакрепленные ворота упали мальчику на голову, когда ребята играли в футбол.
– В РОВД уголовное дело закрыли – как несчастный случай. Я написала в прокуратуру, дело вновь открыли… Ведь кто-то же оставил ворота незакрепленными!
У меня есть объяснительная председателя КСК “Алма”, которую та писала в полицию, что ворота были установлены по программе благоустройства алматинских дворов за 2–3 года до смерти моего внука, – продолжает Сахим Касиповна. – Не было крепления цементом или сваркой, рабочие, мол, не успели из-за погодных условий.
Председатель КСК сказала – судиться будете годами, ничего не добьетесь! И была права. Следователи постоянно меняются. Как ни позвоню, говорят, что заняты. В минувший вторник я наконец смогла поговорить со следователем ДВД и опять услышала – дайте еще неделю…
– Но я буду идти до конца – виновные в смерти внука должны понести наказание, – говорит бабушка погибшего мальчика. – Это что же получается – железяки кто-то устанавливает как попало, а отвечать некому?
Мы – не следственные органы, и не наше дело определять виновных. Но напрашивается вполне закономерный вопрос: если футбольные ворота устанавливали конкретные люди и не доделали до конца свою работу, а ее приняли в эксплуатацию – значит, все-таки виновных можно найти? Ведь тот же КСК отвечает за благоустройство придомовых территорий и детских площадок.
Почему дело, которое имело такой громкий резонанс в мегаполисе, приобрело “резиновый” характер?
Почему до сих пор прокуратура Алматы, управление жилищно-коммунального хозяйства не организовали проверки алматинских дворов? Мы проехали по районам южной столицы и были в шоке от увиденного! Дырявые горки, висящие на одном винтике качели, шатающиеся деревянные скульптуры, сломанные деревья – все это может нанести ребенку серьезную травму.
А ведь, по отчетам городского акимата, на программу по благоустройству дворов из бюджета были потрачены в прошлом году немалые средства. Где же эти дворы?
Надувные батуты во дворах микрорайонов тоже вызывают опасение. Ведь зачастую их владельцы не имеют ни лицензий, ни сертификатов на батуты. Их кто-нибудь проверяет?
– Кто отвечает за состояние детских площадок? – спросили мы председателя ассоциации КСК г. Алматы Шамиля МЕНДЫГАЛИЕВА.
– Вопрос очень сложный. Вроде бы за ними должны следить КСК. Но что такое КСК? Это кооператив собственников квартир, то есть все жильцы. И тут многое зависит от председателя кооператива, старших по дому, самих жителей.
В народе говорят: когда ответственных много – значит ответственного нет. Так и получается. Если качели и другое оборудование на детской площадке устанавливаются по госпрограмме акимата – значит проводится тендер, и этим занимается конкретная фирма. Выходит, кто устанавливал, тот и должен отвечать за качество установки и состояние. Но, опять же, какой гарантийный срок у всего оборудования и есть ли он вообще?
– Как изменить ситуацию?
– Закон надо разрабатывать. Имущество есть, а за него никто не отвечает…
А как обстоят дела в других городах? Вот что сообщают наши корреспонденты
В Мангистауской области много опасных детских аттракционов и площадок. Зачастую даже в детских садах ставят качели, изготовленные “умельцами” на местных непрофильных предприятиях.
Жители районного центра Шетпе еще долго не забудут трагедию, случившуюся в 2011 году. Надувной батут владельцы не закрепили, как положено по инструкции. В итоге порыв ветра поднял его вместе с детьми на высоту трехэтажного дома и перевернул, потом аттракцион врезался в стену дома. 10 детей получили серьезные травмы. Одну девочку врачи не смогли спасти.
Серьезную опасность представляют и открытые повсеместно колодцы. В 2012 году в колодец, наполненный кипятком, упал мальчик. Ему повезло – вытащили проходившие мимо солдаты воинской части. Но таких ловушек по городу – десятки!
Отсутствие оборудованных детских площадок – проблема Семея. Чтобы решить ее, местные власти закупили тренажеры и оборудование для спортивных площадок. Однако в некоторых местах установили их… вдоль оживленных дорог. Дети вдыхают выхлопные газы и постоянно рискуют оказаться под колесами проезжающих машин.
В Карагандинской области в последние годы произошло несколько несчастных случаев с детьми по вине нерадивых коммунальщиков, которые не следят за состоянием колодцев или забывают закопать ямы после ремонта сетей.
24 мая 2012 года двухлетний ребенок, гуляя с мамой, наступил на крышку канализационного колодца, находившегося на газоне, – и пропал. Лишь спустя два дня тело ребенка нашли водолазы.
А буквально через неделю, 1 июня, четырехлетний мальчик, опять же выбежав на газон, не заметил в траве открытый люк и провалился в колодец. Прохожий вытащил его из грязной воды.
После этих случаев ТОО “Окжетпес” задраило все открытые люки полимерными крышками. Но ямы с водой или открытые колодцы в местах, где играют дети, – до сих пор не редкость. Выйдя в свой собственный двор, наш корреспондент наткнулась на опасное последствие ремонта подземных коммуникаций. Утонуть в этой яме нельзя, но сломать ногу – запросто.
В Павлодаре жители дома по адресу: ул. Гагарина, 38/2, обеспокоены состоянием горки, которая не имеет перил-ограждений. И порой детвора, скатываясь, просто сбоку вылетает с нее. В этом же дворе футбольные ворота, находящиеся позади горки, накренились и могут стать менее устойчивыми после размыва почвы из-за тающего снега. Три года назад такие же ворота насмерть придавили юношу, приехавшего в гости к родным в село Ковалевка Успенского района.
И это только в одном дворе…
Правда жизни такова: потерять здоровье из-за чьей-то халатности легко. А вот заставить виновного заплатить – трудно.
Это прекрасно знает жительница Костаная Наталья Вельтер – мама семилетнего Ярослава Тесленко. Прошлым летом у нее на глазах ребенок упал в канализационный колодец. Он получил сильный удар по голове крышкой люка.
Мальчика спас сотрудник спортивной школы, прибежавший на крики мамы.
Ребенок страдает аутизмом. Случившееся заставило его еще глубже погрузиться в собственный мир. Решение Костанайского городского, а следом и областного суда: взыскать с ответчика, ГКП “Костанай су”, 100 тысяч тенге морального ущерба.
В 2011 году четырехлетний Артем Свиридов провалился в плохо закрытый колодец в собственном дворе. Ребенка спас отец. Моральный ущерб, определенный судом, – 270 тысяч тенге. А ведь мальчик до сих пор не восстановился после сотрясения мозга и ушиба позвоночника.
Для сравнения: в конце 2012 года чиновник из Уральского облакимата отсудил у местной газеты, обнародовавшей его родственные связи, 5 миллионов тенге. Выходит, честь и достоинство чиновника дороже жизни детей?
Подготовили Елена КОЭМЕЦ и наши собственные корреспонденты