С 1 июля 2013 года все торговые предприятия (читай: магазины и рынки) должны приобрести POS-терминалы для приема электронных платежей. “Караван” уже писал, что предприниматели не хотят устанавливать это дорогое оборудование (“Терминальная атака”, “Караван” № 3, 2013 г.). А данные Нацбанка показывают, что население не очень активно приветствует электронные деньги.
Главная функция карточек – быть электронным кошельком – пока не работает. Сегодня платежные или кредитные карточки и у пенсионеров, и у студентов, и у получателей пособий… Но есть одно большое “но”. Основная масса владельцев карт – это бюджетники и работники крупных предприятий, которым карты выдали под зарплатные проекты. Они пользуются карточкой только один раз в месяц, предпочитая платить наличными деньгами, а не вспоминать, сколько денег осталось на счете до следующей зарплаты. Таких людей – около 80 процентов.
Кроме обычного недоверия есть и другие причины непопулярности карточек. Само определение “электронный кошелек” говорит, что деньги на счету могут быть быстро переведены из электронных в наличные. Для этого надо прийти в отделение банка или к банкомату и получить деньги. А вот как раз это получается не у всех.
Наверное, каждый, кто бывал в столичных супермаркетах или торговых центрах, видел такую картину: у входа в ряд стоят банкоматы всех казахстанских банков. А если входов несколько, то столько же и банкоматов от каждого банка. Алматы и Астана – рай для торговли. На эти два города приходится половина всей оптовой торговли страны и больше трети розничной торговли. А если так, то зачем банкам тратиться, чтобы обслуживать регионы? В итоге только Астану и Алматы, где проживает чуть более 2 миллионов человек, обслуживает треть всех банкоматов страны. Тогда как в областях их не хватает. Причем в регионах действует тот же принцип: основная масса сервиса идет в областные центры и города, а селянам он и не нужен. Поэтому многие бюджетники в день зарплаты вынуждены ехать за 50–100 км в район в банкомат.
В принципе, нежелание устанавливать банкоматы в регионах понятно. Каждая сфера деятельности банка должна приносить прибыль.
– Главные критерии, влияющие на решение установить банкомат, – это соответствие места установки требованиям безопасности, наличие качественной связи и сети коммуникаций, удаленность предполагаемого места установки банкомата для проведения инкассаций, ну и, безусловно, его окупаемость, – рассказал “Каравану” директор департамента розничного бизнеса Народного банка Казахстана Женисбек ДОСЫМХАНОВ.
Кроме этого, работа банкомата тоже оплачивается банком. А это затраты на его доставку и установку, арендную плату за место установки, охрану, подключение к линиям коммуникаций.
Проблема количества и доступности банкоматов в регионах решилась бы просто и быстро, если бы банки договорились развивать банкоматную сеть вместе. Но пока сделать это они не могут. Необходим единый процессинговый центр, который смог бы обслуживать все платежные карты, выпущенные в Казахстане. Но все крупные банки уже создали свои процессинговые центры, на которые потрачены миллионы долларов. И создание единого центра означает потерю этих инвестиций. А в итоге страдают люди: при выдаче денег с чужой карточки комиссия банка – владельца банкомата – составляет до 2 процентов от выдаваемой суммы. То есть с 10 тысяч тенге банк забирает себе 200 тенге. Может, эта сумма и покажется божеской для Алматы или Астаны, но для жителей села важен каждый тенге.