"Не должно быть завышенных ожиданий", - Ерлан Карин о Национальном совете общественного доверия при Президенте РК

В тот же день был обнародован список тех, кто в него вошел. О том, как он формировался и что будет предпринято в первые дни работы совета, мы попросили рассказать советника главы государства и секретаря НСОД Ерлана КАРИНА.

Не должно быть завышенных ожиданий

– Что будет обсуждаться на заседаниях совета и какова структура его работы?

– Президент страны в своей инаугурационной речи 12 июня уделил особое место Национальному совету, говоря о необходимости развития широкого общественного диалога. Тогда же он объявил, что первое его заседание пройдет в августе.

Сейчас завершились консультации, разработано положение, определен формат и состав. Первое заседание будет иметь организационное содержание для выработки повестки и определения внутреннего регламента. Положением о Национальном совете, который был утвержден указом Президента страны от 17 июля, предусмотрено, что в рамках его деятельности будут созданы различные рабочие группы по отдельным сферам или тематикам. Сегодня обсуждается, какого рода вопросы будут вынесены и, соответственно, по каким направлениям надо их создавать. Предполагается, что рабочие группы в перерыве между заседаниями, которые будет вести сам Президент, станут разбирать предлагаемую тематику и вырабатывать конкретные предложения по тем или иным направлениям.

Какие темы станут первыми, будет ясно по итогам первого заседания совета. Потому что вопросов много, нам нужно понять очередность их обсуждения, указать приоритет тех или иных, ведь охватить всё сразу невозможно.

– И все же что станет главным?

– Наверное, не должно быть завышенных ожиданий. Как мне кажется, люди немного путают задачи совета с задачами различных структур, когда обсуждают его перспективы. Но это не парламент, не исполнительный орган власти, а консультативно-совещательный орган. Конечно, мы будем все вместе, члены Национального совета, определять перечень наиболее важных тем и вопросов, по которым нужна будет выработка рекомендаций.

Подчеркну, что председателем совета является глава государства, а его заместителем – руководитель его администрации. Конечно, АП займется анализом предложений, их обобщением. А затем, исходя уже из содержания этих предложений, они будут направлены для изменения госпрограмм, законодательных актов.

Поле фрагментировано

– В эти дни в социальных сетях только и говорят о составе Национального совета. Многим не нравятся люди, вошедшие в него. Что об этом скажете?

– Во-первых, мы тоже постоянно проводим мониторинг социальных сетей, анализ постов и комментариев и видим разную реакцию – как критическую, так и положительную. Нельзя сказать, что идет сплошная критика. В целом, я думаю, состав Национального совета сбалансирован, и та или иная общественная группа в том или ином виде в нем представлена.

Особенность нынешней ситуации в том, что общественное поле достаточно фрагментировано. Нет, как раньше, какой-то центральной линии. Некоторые сравнивают НСОД с НКВД или ПДС. Но они существовали в тот момент, когда действовали крупные оппозиционные организации. На данный момент, помимо того, что появились разные движения, партии, в социальных сетях усилилось влияние ситуативных лидеров, которые возникают вокруг отдельных вопросов и тем. С учетом этой фрагментарности каждая из аудиторий видит своего представителя, реагирует, поздравляет, выражает поддержку и в то же время, видя человека из другой группы, выражает свое возмущение. Это нормально, неизбежно и это надо понимать. Нужно осознавать, что сейчас идеального состава совета не будет, потому что само общественное социальное поле достаточно пестрое.

– А как вообще происходил отбор?

– Мы следуем генеральной формуле, которая была озвучена Президентом страны: разные мнения, но единая нация. Нам очень важно, чтобы в совете были представлены разные мнения. Если хотите, надо, чтобы в совете было многоголосие. Нужно иметь в виду, что партийно-политическое поле в стране, как и общественно-политическая сфера, имеет разные полюсы. К слову, даже внутри оппозиции есть различные позиции, не говоря уже о других общественных группах. Тем не менее, я думаю, что нынешний состав Национального совета достаточно сбалансирован, там есть представители и нового гражданского движения, и старой оппозиции, правозащитники, общественные деятели. Присутствуют и национал-патриоты – хотя мне не нравится это словосочетание, но поскольку термин закрепился, вынужден использовать его.
Старая оппозиция представлена знаковыми фигурами, которые еще в 90-е и нулевые годы находились в протестных движениях. Новая у нас имеется, но она еще не совсем структурно оформилась. Ее в совете обозначил, например, Азаматхан АМИРТАЕВ, организатор недавних митингов в Нур-Султане.

– Это окончательный состав или он будет меняться?

– Нельзя, очевидно, говорить, что определен окончательный состав. Мы достаточно гибко подходим к его формированию. Об этом говорит и такой факт. Раньше подобные структуры утверждались в один день. Здесь же мы видим, что сначала последовал указ главы государства о создании такого совета. Затем в течение месяца сотрудниками АП проводились встречи со всеми общест­венно-политическими группами, кроме тех, кто уклонился от встреч, а такие тоже были.

Конечная цель – общественный диалог

– А для чего вообще нужен Национальный совет общественного доверия, какова его конечная цель?

– Конечная цель – вовлечение общественности в диалог. Кроме того, выработка решений представителями самого общества. Никто, я думаю, не будет отрицать необходимость диалога, который должен поддерживаться разными способами, в том числе и через Национальный совет общественного доверия. Подчеркну, что он имеет иной формат в отличие, к примеру, от ПДС, НКВД. Во-первых, Президент сам его возглавляет, что уже говорит о статусе. Во-вторых, он создан как консультативно-совещательный орган, то есть имеет проработанный правовой статус. В-третьих, у совета нет временного регламента. Все значимые вопросы, которые поднимает общество, будут выноситься на повестку заседаний.

Не могу не отметить последовательность шагов, которые предпринимает глава государства по налаживанию диалога между властью и обществом. В апреле Президент говорил о его необходимости, в мае, в первый день своей предвыборной кампании, он уже заявил о создании совета, указав, что через него должна проходить общественная экспертиза важнейших правовых документов и госпрограмм.

АЛМАТЫ