Не булькает

До следующего лета. В мае нынешнего года в Актау наступило пекло, и вновь – тысячи жалоб.

Ни искупаться, ни постирать, ни посуду помыть, ни кушать приготовить – со всеми этими проблемами сталкиваются жители верхних этажей практически во всех микрорайонах, а в новых районах воды нет, уже начиная со 2-го этажа. Жара в Актау наступила резко, вместе с ней так же резко выросло и потребление питьевой воды.

ТОО “МАЭК-Казатомпром” – единственное предприятие, которое обеспечивает город опресненной водой, ко всему прочему еще и затеяло плановый ремонт одной из установок.

В результате производство воды снизилось с привычных 52 тысяч кубометров в сутки до 44 тысяч. Работы продолжатся до середины июня, поэтому власти приняли решение – отключить на месяц от питьевой воды все автомойки, бани и сауны в городе. Это позволит освободить 1,5 тысячи кубов в сутки, которые пойдут на жилые дома. Вернее, позволило бы. Если бы не вмешалась прокуратура. Надзорный орган, куда понесли свои жалобы предприниматели, посчитал, что нарушены законные интересы бизнеса, и обязал акимат восстановить водоснабжение объектов. Предприниматели обрадовались, а вот горожане возмутились.

− То есть интересы 80 автомоек и бань нарушены, а как быть с интересами тысяч горожан? Почему прокуратура так же резво не защищает обычных жителей? Вы посмотрите городские паблики – ежедневно по несколько десятков жалоб на то, что нет воды. И почему-то никто этого не видит, а тут предпринимателей ущемили, и сразу начали действовать. Это несправедливо! – считает житель Актау Анатолий СПИРИН.

Из 53 тысяч кубометров Актау потребляет только 35 тысяч, остальное уходит на промышленные предприятия, морской порт и несколько пригородных поселков. При этом цифра эта – максимум, что может опреснить МАЭК. А город растет – только в этом году будут построены 107 жилых домов, в следующем – еще около 200.

− Такого объема воды на город хватает. Проблема возникает только в летнее время. На сегодня “МАЭК-Казатомпром” не заинтересован в том, чтобы увеличивать свои мощности. На это требуются огромные инвестиционные затраты, которые не заложены на предприятии. Поэтому акиматы города и области проводят работу по привлечению инвесторов. Это не так просто, поскольку потребуется около 20 миллиардов на строительство опреснительного завода, кроме того, инвестор не придет на 10 тысяч кубометров. Нужно хотя бы 25–45 тысяч. На сегодня дефицит воды составляет 19 тысяч кубометров. Но, повторюсь, только в летнее время, − рассказал заместитель акима города Актау Серик ГУСМАН на брифинге в городском акимате.

На следующий день на брифинге уже в областном акимате руководитель управления ЖКХ говорил совершенно другое.

– На сегодня потребление воды всей областью составляет 140 тысяч кубометров, дефицит – около 50 тысяч кубометров, а в перспективе он вырастет до 90 тысяч кубометров. Для решения этого вопроса разработана Дорожная карта по обеспечению потребителей питьевой водой. По ней разрабатывается ПСД на установку нового опреснительного оборудования на “МАЭК-Казатомпром”. Это даст дополнительные 24 тысячи кубометров воды в сутки. Средства, скорее всего, будут республиканские, – говорит Бердибек КАРТБАЕВ, руководитель управления ЖКХ Мангистауской области.

Горожане видят причину дефицита воды в построенных крупных туристических объектах, которые, по их мнению, потребляют огромное количество воды, в то время как жители набирают ее по капле в час.

Подозрения горожан развеяли в акимате – туробъекты берут воду на опреснительном заводе “Каспий”, поэтому у города ее не отбирают. Туристические объекты, которые достроят в следующем году, и дальше будет обеспечивать водой опреснительный завод. Но после модернизации, которая завершится в конце года, он будет вырабатывать 40 тысяч кубометров вместо нынешних 20. В перспективе – выйти на 100 тысяч.

Коммунальщики же видят причину дефицита питьевой воды в том, что жители массово отказываются от технической. По проекту города еще в 60-х годах прошлого века было предусмотрено 3 вида воды: питьевая, горячая и техническая, которую можно было использовать, к примеру, для санузлов. Но из-за низкого качества многие горожане стали отказываться от нее, а в новостройках подача такой воды и вовсе не предусмотрена. Если раньше город потреблял больше 20 тысяч кубометров технической воды в сутки, то сейчас едва дотягивает до 7 тысяч, то есть питьевую воду попросту сливают в унитаз. При этом коммунальщики не могут диктовать условия строительным компаниям, а лишь рекомендуют подключать к домам техводу, однако застройщики на это не идут. Из пустого в порожнее: что стоит за проблемой с питьевой водой в Мангистауской области

Частично решить проблему с водой в Актау уже сейчас мог бы опреснительный завод в с. Курык. Его первый камень был заложен 1 мая 2018 года, планировалось, что запустят его в 2020-м, однако строить даже не начинали. Если бы завод построили, область получила бы дополнительные 55 тысяч кубометров воды. Этот объем позволил бы не только полностью обеспечить водой треть населения области, но и пополнить ее резерв.

Проект стоимостью 39 миллиардов тенге планировали реализовать по механизму ГЧП, а профинансировать и построить завод должны были иностранные инвесторы.

− Были переговоры с инвесторами, но на сегодняшний день вопрос по финансированию проекта пока открыт. Инвестор должен его сначала показать, но он конкретного проекта не предоставил. Мы сейчас более ориентируемся на опреснительный завод в районе Кендерли, − сказал Бердибек Картбаев.

Районы тоже страдают

Централизованный водопровод к 2 жилым массивам вблизи города (раньше это были дачные кооперативы) провели 5 лет назад. Первые 3 года с водой перебоев не было – ее давали по часам в строго установленные дни. Но с прошлого года всё изменилось – воду не дают вовсе, а если и дают, то струйкой толщиной с мизинец. Люди набирают за раз максимум 150 литров.

− Мы вынуждены были в прошлом году покупать воду водовозами. За 6 кубометров отдавали по 6 тысяч тенге. Этого количества едва хватает на неделю. Вот и считайте, сколько нужно денег только на воду! – жалуются жители жилого массива “Шагала”.

Ранее за воду, которая подается по трубопроводу, жители платили из расчета 3 куба на каждого члена семьи по 30 тенге. Всё, что выше этих норм, оплачивали по другому тарифу − 260 тенге за куб. То есть платили в почти в 10 раз меньше, чем за водовозы.

Жительница жилого массива “Шагала” Марианна ДОБРОВОЛЬСКАЯ − многодетная мать. Говорит, что не может даже искупать своего новорожденного ребенка, не говоря уже о том, чтобы постирать детские вещи.

− Нам обещали, что по графику будут давать по 2 часа через день, мы уже на это были согласны. Но не дают! Сколько раз обращались по этому вопросу в акимат. Там только обещают, но по факту ничего не меняется, а становится только хуже с каждым годом. Это издевательство – ни постирать, ни помыться. Я уже не говорю об огородах – у людей уже всё высохло, − говорит женщина.

В двух жилых массивах – “Шагала” и “Каламкас” − более тысячи жителей. Воду подают одновременно на 2 массива через сутки по 1 500 кубометров. Но почему-то до 2-го жилого массива она доходит, а вот колодцы жителей “Шагалы” остаются сухими.

Сейчас жителям предлагают покупать воду из водовозок по талонам – по 550 тенге за кубометр – это почти вдвое дешевле, чем раньше. Но проблему нужно решать кардинально, – говорят жители. Они собрались на одном из участков, куда должен был приехать аким сельского округа. Люди прождали 2,5 часа.

Аким покивал головой и пообещал, что всё решит. Этот вопрос будут рассматривать с коммунальными службами, и, возможно, через пару недель жители Шагалы всё же получат долгожданную воду. Тем более что в конце этого месяца в селе Баянды будет запущена опреснительная установка на 3 тысячи кубометров для дополнительного обеспечения района.

Без воды уже больше 2 недель остаются и жители крупных сел – Акшукур и Сайын Шапагатов. Проект на опреснительную установку в этом районе производительностью до 5 тысяч кубометров воды в сутки уже готов, на подходе – госэкспертиза. А пока жители, несмотря на построенный несколько лет назад централизованный водопровод, так же как и соседний район, вынуждены покупать воду из водовозов.

Город Жанаозен, а также практически все крупные нефтяные месторождения, обеспечиваются водой из водовода Астрахань – Мангышлак. Уйти от волжской воды планируют после ввода в эксплуатацию опреснительного завода в Кендирли. ТЭО уже готово, осталось найти инвесторов.

АКТАУ