НДС и без. Буря в кошельках страны

Сколько было высказано нелестных слов в отношении налога на добавленную стоимость – НДС! Предприниматели изо всех сил старались избежать его уплаты, а вот у покупателей такого шанса не было – мы, сами того не ведая, выкладываем эти 12 процентов, оплачивая любую покупку. Эксперты считают, что это один из самых коррупциогенных налогов.

И вот на прошлой неделе Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость другим видом налога.

Вроде бы надо радоваться – доводы экономистов услышаны. Но возникают опасения – как будут внедрять новые налоги и не подведут ли исполнители, как это у нас частенько бывает? Ведь далеко не весь международный опыт работает в казахстанских реалиях.

Чем же не угодил налог на добавленную стоимость? О том, как с помощью этого налога проворачивали “коррупционные схемы”, нам рассказали эксперты.

Несколько лет назад наша газета опубликовала статью “Налог на выживание”, которая вызвала широкий общественный резонанс. Тогда эксперты привели десятки доказательств, что налог на добавленную стоимость стал одним из главных тормозов развития экономики в стране. Он превратился в доходный коррупционный бизнес. Появилась куча фирм, которые предлагают услуги по “возмещению НДС”.

Как действуют теневые схемы, нам пояснили эксперты.

– Борьба с НДС началась со дня его введения, это было еще при Горбачеве, – говорит президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор ЯМБАЕВ. Но налог так и прижился, остался на долгие годы. Сначала он был 20 процентов, потом постепенно снижался. И сегодня составляет 12 процентов – вроде немного, однако вокруг него расплодились теневые схемы. Появилось понятие “двойного НДС”. В конечном итоге мы получили масштабную коррупцию и стремление предпринимателей любыми способами уйти от уплаты этого налога – а это провоцировало развитие теневого бизнеса. Особенно это коснулось сферы торговли импортными товарами. Мы давно говорили, что НДС слишком коррупционный, но фискальные органы стояли за него насмерть.

А вскоре НДС превратился в инструмент некоего шантажа для бизнеса. Появилась установка: если хочешь работать с нацкомпаниями, принимать участие в тендерах, заходить со своим товаром в крупные торговые сети, то должен быть плательщиком НДС. Таким образом отсекли весь средний бизнес от возможности зарабатывать на госзакупках.

Еще большей проблемой стало ложное возмещение этого налога. По закону предпринимателям, которые экспортируют товары в другие страны, эти 12 процентов государство возмещает из бюджета. Однако тут же возникли схемы с лжеэкспортом – товар якобы был вывезен из страны, из бюджета забирали 12 процентов от его объявленной стоимости, но на самом деле никто ничего не вывозил.

Так что давно назрела необходимость с этим налогом разобраться. Но опасений возникает много…

Так чего же опасаются эксперты? Того, что новый налог может оказаться еще более проблематичным, если не будут учтены все нюансы.

– Если министерство финансов сейчас само начнет разрабатывать механизмы без обсуждения с предпринимателями, независимыми экономистами, то могут все извратить, – считает Виктор Ямбаев. – Мы знаем, что именно фискальные органы стояли на защите НДС, у них установка – наполнить бюджет любой ценой сегодня. А завтра – хоть трава не расти…

Налог с продаж существует в Америке, он составляет 5 процентов от стоимости товара и заложен в каждом чеке. На фоне НДС, который составляет сегодня 12 процентов, его привлекательность кажется очевидной. Но есть подводные течения, без учета которых он может превратиться в разорительный даже при такой низкой ставке. Вместе с экспертами мы сформировали блок основных проблем, которые могут возникнуть при введении нового налога, а также попытались найти пути решения, как их избежать.

Сегодня, когда мы покупаем любой товар, в чеке прописано: удержан НДС в размере 12 процентов. Мало кто из нас задумывался над этим. Это вроде “чаевых” государству.

На первый взгляд покупателю выгодней заплатить 5 процентов вместо 12. Однако есть нюанс. Налог с продаж осуществляется при каждой сделке купли-продажи. Учитывая, что на пути от производителя до покупателя у нас огромная цепочка перекупщиков, этот налог как снежный ком может увеличить цены в разы! И конечный покупатель заплатит за всех желающих навариться.

Экономисты предлагают несколько вариантов. Например, навести порядок в торговле, упразднить цепочку перекупщиков. Как это сделать практически? Неведомо.

Второй вариант: освободить от уплаты налога с продаж оптовиков, оставив налог только для розницы. Или снизить ставку налога до 1–2 процентов, чтобы после долгого пути через руки перекупщиков он не разорил покупателя.

Еще одно опасение: новый вид налога может усложнить жизнь мелким предпринимателям. После того как появилась новость о введении налога с продаж, забеспокоились ипэшники.

– Я работаю по патенту, шью на заказ, у меня нет работников, не являюсь плательщицей НДС и плачу налог всего 2 процента. А теперь мне придется платить налоги наряду с крупным бизнесом? Разве это справедливо, у меня ведь не нефтевышка, а лишь бабушкина швейная машинка! – возмущалась одна из активных участниц социальных сетей.

Так что отмена НДС – благо для крупного бизнеса, а для мелкого новые платежи могут оказаться неподъемными. Эксперты полагают, что нужно обязательно сохранить упрощенку и патент, чтобы малый бизнес мог работать в специальном режиме.

Высказываются опасения и насчет того, что столь серьезные реформы в период кризиса могут пошатнуть бюджет. Его и так переписывали несколько раз, урезая расходы из-за падающей цены на нефть. Теперь, если произойдет отказ от НДС с введением нового налога, более “дешевого” и выгодного населению, спад поступлений в бюджет неизбежен, считают эксперты. Но ненадолго.

Поступления от НДС в бюджет на 2015 год были запланированы в размере 1 813,88 миллиарда тенге. Это второй по значимости налог в стране (после подоходного налога).

– Сначала будет спад, но если все сделать правильно, это будет кратковременным явлением. Если это будет выгодно, предприниматели с удовольствием начнут его платить, многие выйдут из тени, и тогда бюджет получит достаточно средств, – считает Виктор Ямбаев.

Конечно же, для того чтобы все прошло безболезненно, придется ввести еще более жесткую бюджетную дисциплину, а фискальным органам работать не кнутом, а пряником. Создавая привлекательные условия для бизнеса, который добровольно поделится с государством частью своих доходов.

Еще больше вопросов возникает по поводу того, как Казахстан осуществит отказ от НДС, находясь в Таможенном союзе со странами, где применяется именно этот вид налога. Кто-то расценил это как некий “выпад” и достаточно резкий шаг. А кто-то считает, что Казахстан опять выступит флагманом и подаст пример. Вслед за ним, дескать, от НДС откажутся и другие члены союза.

Бывший заместитель председателя налогового комитета министерства финансов  Серикбек ЕЛШИБЕКОВ стоял у истоков создания Налогового кодекса страны:

– Пока не совсем понятно, что будет вместо НДС. Налог с продаж в разных странах работает по-разному. Думаю, интересен опыт США, там налог с продаж платится только в розничной торговле. Если оптовик приходит в магазин, он может получить возврат налога прямо в магазине.

Экономист, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Рахим ОШАКБАЕВ:

– Важно понимать разницу: есть налог с продаж, который платится в рознице, а есть налог с оборота. И именно его я считаю наиболее приемлемым для нашей системы. Он у нас сейчас действует и называется “упрощенка”. Было бы здорово, если бы мы расширили именно сферу применения этой упрощенной декларации и отменили НДС. Понятно, что сопротивление со стороны налоговых органов будет большое. Потому что коррупционную “ренту” в основном снимают с НДС. Но уверен, что переход на налог с оборота повысит поступления в бюджет.